6 декабря в БКЗ «Октябрьский» событие, пропустить которое было бы непозволительно — Борис Гребенщиков и «Аквариум» отметят 65-летие БГ грандиозной концертной программой «Двери Травы», в которой будет собрано самое лучшее из богатого творчества группы, ставшей для многих единственным светом.
В феврале Гребенщиков представил свой новый альбом «Время N», завершающий трилогию, «посвященную путешествию из темного края к свету», которая началась с выпуска «Архангельска» и «Соли».
«Время N» стал первым полноценным альбомом группы «Аквариум», правда, вышедшим под псевдонимом БГ. «Время N» точно выражает то, что я чувствую, — говорит Борис Борисович. — Предполагалось, что на альбоме будет 14 песен. Однако в единое целое сложились только девять».
Этой пластинке предшествовали мини-альбомы «Песни Нелюбимых», выпущенный весной 2016 года, и «Двери Травы» — работа с обновленными версиями старых песен, давший название нынешней программе. В этом году состоялись и несколько художественных выставок БГ – «Азбука лунного света: живопись и рисунки» в «Эрарте» и «Духовный паровоз» в ЦМЖТ. Первую картину в своей жизни музыкант нарисовал в середине 70-х годов. На это его вдохновила случайная находка на чердаке сельского дома, где хранились пустые холсты и краски. Свои картины он часто пишет под музыку Роберта Палмера, Дебюсси, Роджера Ино и других любимых авторов.
«Нет такого кусочка Земли, про который я бы мог сказать, что он мне роднее и любимее, чем какой-то другой, неродной. Небо-то над нами всеми одно, — размышляет Борис Борисович в интервью pravmir.ru. – Я не космополит, я просто нормальный человек. Патриотизм, как сказал замечательно классик, «последнее прибежище жуликов». Это абсолютная правда. Патриотизм – это вещь, посредством которой нас покупают и продают. Наша власть выросла на музыке «Аквариума», по крайней мере большая ее часть, в чем мне часто признавались самые разные люди, поэтому они чуть-чуть отдают себе отчет в том, что лучше со мной не связываться. Не в том смысле, что я плохой, но что-то есть такое в нашей музыке, что начинает выправлять жизнь тех, кто нас любит, несколько в другую сторону. В такую, в которую они свои жизни, уж поверьте, я знаю, о чем говорю, выправлять не хотят. Поэтому, будучи умными людьми, они просто стараются держаться от меня подальше».
«Человек, делающий музыку» — именно так предпочитает называть себя сам Гребенщиков. И именно в этих простых словах, по-видимому, кроется разгадка его феноменального успеха. БГ удается всего несколькими словами, несколькими аккордами затронуть самые потаенные струны души, достучаться до сердца и заставить работать разум. Его поразительные тексты и музыка вызывают целую бурю эмоций, от неприятия до восхищения, но равнодушным не остается никто. Только что в издательстве «Эксмо» вышла новая книга «Песни БГ», в которую собраны все тексты, написанные за время творческого пути, в том числе из нового альбома. Книга проиллюстрирована обложками альбомов «Аквариума».
«Я примерно представляю себе, как мне искать то, что я ищу, — продолжает Борис Борисович. – Посмотрите на сочетание деревьев, облаков, красной крыши и всего остального? У этого нет границ, это более настоящее, чем «я», потому что «я» – это все-таки выдуманная вещь. То, что сейчас сидит и с тобой разговаривает, – это, разумеется, человек, но «я» этому человеку абсолютно не нужно. Мне совершенно не нужно «я». В сорок лет я совсем не знал того, что я знаю сейчас. Сейчас я сильнее, интереснее, важнее сам для себя. Жизнь начинается после 50, а после 60 становится по-настоящему хорошей. А что думают другие по поводу моей жизни, мне не очень важно. Я знаю, что мне не хватает 24 часов, чтобы успеть сделать хотя бы десятую часть того, что я хочу сделать. Но чем больше я потрачу времени на ту или иную деталь, тем лучше она будет и тем лучше будет общее. Моя жизнь состоит из таких деталей. Поэтому, возвращаясь к вопросу, я это и ищу: ищу возможности сделать что-то, что будет для меня ощущаться как новое, интересное и потрясающе прекрасное».