Насилие всех масштабов в школе, как не дать повториться трагедии в Керчи и уберечь ребенка от издевательств сверстников или несправедливого отношения со стороны учителей. Эту тему эксперты, журналисты и горожане обсудили в проекте «Кофемойка».

Как спасти детей от буллинга и не дать им совершить преступление, мы говорили с заместителем декана Восточно-Европейского института психоанализа Викторией Смарышевой. Задать вопрос опытному специалисту мог каждый, кто пришел в кофейню Tucano Coffee на Большом проспекте П.С., 79. 

Как понять, что ребенка обижают в школе; как не пропустить тот момент, когда он готов совершить атаку; как журналистам освещать нападения в школах, когда пора идти к школьному психологу, а когда — к правоохранителям — это только часть вопросов, поднятых сегодня в «Кофемойке».

Случаи нападения в школах — не только американская проблема. Они происходят в Европе, Латинской Америке и в России. И самая опасная тенденция — совершившие атаку подростки начинают восприниматься в некоторых группах как идолы.

«Если у него такие же проблемы, как у ребенка, то ребенок думает: «Он смог взять контроль над ситуацией, смог своих обидчиков устранить, почему я не могу». Поэтому было бы хорошо, если бы личность преступника не обсуждалась в СМИ: биография, мотивы, фотографии. Лучше уделять больше внимания выжившим. Иначе получается связка: вот мальчик, которого обижали сверстники, вот он дошел до предельной точки и совершил расстрел. Роль антигероя еще больше привлекает подростковую группу»,

 — предостерегает психолог Виктория Смарышева.

Чем больше уделяется внимания личности преступника, тем выше риск, что у него найдутся последователи. Говорили и о том, кто в ответе за профилактику подобных атак. Первым делом после таких трагедий берутся «препарировать» семью. Полная, неполная, благополучная или нет — это не всегда важно.

В большинстве случаев, идя на преступление в школе, подросток «решает» проблему преследования со стороны ровесников, а не проблему в семье. И среди жертв нападения — в первую очередь, его обидчики, а потом уже случайные люди..

Задача семьи — вовремя заметить тревожные сигналы. 

«У нас ни родители, ни администрация школ не умеют эти сигналы читать. Может быть, что родители доброжелательны и вкладывают в ребенка все, что могут, но они заняты. Или слышат, но думают, что ребенок шутит. Такие сообщения даже квалифицированные специалисты различают с трудом: это фантазия ребенка, он просто говорит в досаде или это реальные намерения»,

 — признает Виктория Смарышева.

Если подросток говорит о жажде расправы, важно оценивать поведение ребенка по следующим пунктам: интенсивность фраз, детальность его плана, насколько продумана летальность, способ мести, доступность средств и инструментов нападения. Тревожные «звонки» для родителей: ребенок перестал интересоваться своими любимыми занятиями, плохо спит, постоянно находится в возбужденном состоянии.

Если ребенок стал жертвой травли, первое, что должны предпринять родители, — это беседа с психологом, потом можно перевести подростка в другой класс или в другую школу. Нынешним школьным психологам не хватает проведения тренингов, семинаров, ролевых игр для детей, которые помогут выявить проблему на ранних стадиях, объяснить ученикам, как вести себя при буллинге, как не идти на поводу мнимого лидера в травле кого-либо. Более того, обидчиком детей могут быть не ровесники, а преподаватели. Для учителей и администраций школ тоже надо проводить обучающие лекции и семинары, чтобы они могли выделять тревожные признаки. 

Основные выводы по итогам беседы выглядят следующим образом. 

Признаки травли среди учеников должны видеть классные руководители и другие учителя. Не только видеть, но и уметь пресекать агрессию и насилие, но профильные занятия не включены в программу переподготовки педагогов. 

Школьный психолог приступает к коррекции поведения проблемных детей слишком поздно — когда конфликт уже назрел. 

В школах не хватает ролевых игр по возрастам, которые учат детей правильному взаимодействию с агрессорами. 

Для социализации детей и снятия острых углов полезно перемешивать классы в средней школе. 

Отношение директора к безопасности и профилактике агрессивного поведения и травли отражается на всех учениках школы.

СМИ после очередной трагедии со школьными стрелками необходимо сместить фокус внимания с атаковавшего на его поведение его родителей, учителей, друзей и жертв. Рассказывать о признаках, по которым можно было предсказать нападение и предотвратить его.

Убеждая детей в необходимости уметь дружить, родители должны помнить, что дети участвуют в насилии именно из соображений ценности дружбы с лидером. 

Проект «Кофемойка» будет продолжен. Побеседовать с экспертами, задать вопросы и высказать свою точку зрения может любой читатель «Мойки78». Темы и даты следующих встреч будут проанонсированы заранее. Цена «входного билета» — чашка кофе.