Новая жертва капитального ремонта фасадов в Петербурге — Дом штатных сотрудников Ботанического сада. Этот памятник федерального значения на улице Профессора Попова ремонтируют с 2017 года, а Фонд капремонта путается в показаниях, закончились уже работы или нет.

Что такое Дом штатных сотрудников Ботанического сада

Здание на Аптекарском острове по адресу ул. Профессора Попова, 2, литера Б — объект культурного наследия федерального значения в составе ансамбля Ботанический сад. Дом был построен в 1912 году в неоклассическом стиле архитектором А.И. Дитрихом и стал памятником по решению правительства РФ в июле 2001 года.

Из-за чего поднялся шум вокруг дома?

Дом-памятник привлек внимание местных жителей, которые пожаловались в редакцию «Мойки78» — с торца здания исчезли грифоны. Их собратья на фасаде, выходящем на улицу Профессора Попова, остались.

В Фонде капитального ремонта Петербурга объяснили пропажу лепнины продолжением работ — в доме все еще восстанавливают балконы. После этого грифонов вернут на торцевой фасад.

«Никакого вандализма нет»,
— заверили в Фонде.

Затем пресс-секретарь Фонда Тамара Панченко сделала публикацию в Фейсбуке, еще раз объяснив судьбу грифонов.

Но вопросы были и к грифонам, которые никуда не пропадали. Ведь вместо пусть грязных, но аутентичных птиц после капремонта появились белоснежные новоделы. И реставраторы отщипнули им хвосты. При сравнении фотографий до и после капремонта явно заметно, что грифонов омолодили и видоизменили. Грифоны с куцыми хвостами переполнили чашу терпения жителей Петроградской стороны, которые только недавно пережили шок от капремонта в других домах и шумели из-за плоской лепнины и утерянных витражей.

В сети начались бурление и игры в «Найди больше всех отличий».

С грифонами, действительно, беда. Они отреставрированы, конечно, не так жестоко, как степная баба, но разница есть даже с проектной документацией. Ее под капремонт фасада разработала компания «Матис». И в проекте грифоны на стенах Дома штатных сотрудников сада должны выглядеть так:

На деле же «выжившие» после капремонта грифоны выглядят совсем не так, как на рисунках разработчика проектной документации.

А ведь в документах к капремонту будущему подрядчику рекомендовали: «Снять слепки с сохранившихся элементов для воссоздания утраченных; восстановить утраченные элементы по сохранившимся аналогам методом приведения в модель; выполнить догипсовки мелких утрат сохранившихся элементов, имеющих мелкие дефекты; произвести укрепление поверхности лепнины; окрасить лепнину».

Но в итоге жители получили новый вид сказочных птиц:

Другие странности капремонта

Работы на фасаде Дома сотрудников сада — это капремонт Шредингера. Он одновременно и закончен, и продолжается. Это следует из ответов самого ФКР.

Суда по данным с сайта Фонда, право на ремонт фасада дома на ул. Профессора Попова, 2, литера Б получило еще в 2017 году ООО «Реставратор». Срок выполнения ремонта фасада по договору — 23 ноября 2017 года. Стоимость контракта — 11 млн 626 тыс. 659 рублей 12 копеек.

Работы продолжаются, утверждает и в ответе «Мойке78» , и в своем посте в Фейсбуке пресс-секретарь Фонда капремонта.

А вот в письмах за подписью заместителя генерального директора Фонда Максима Бутина, полученных в ответ на жалобы горожан на затянувшийся ремонт, говорится четко: «В настоящее время работы по капитальному ремонту фасадов завершены».

Об этом Бутин писал жалобщикам и в декабре 2018 года, и в феврале 2019.

Тамара Панченко при этом много позже сообщала об устранении аварийности балконов. Но как можно было завершить капремонт фасадов, не приведя в порядок балконы, об опасном состоянии которых предупреждали еще разработчики проекта капремонта?

«На фасадах – три балкона. Ограждения балконов – в неудовлетворительном состоянии, требуется ремонт с частичной заменой элементов по причине их значительного физического износа. Несущие конструкции балконов – аварийные, требуется их замена»,
— писали специалисты компании «Матис».

В итоге балконы ремонтируют, а недавно отремонтированный фасад — уже пошел трещинами. Сбитую штукатурку под кровлей в ФКР объяснили неаккуратностью тех, кто сбивал сосульки.

А кто оказался неаккуратен настолько, что свежий фасад после ремонта выглядит потрепанным: краска вспучилась, штукатурка пошла трещинами.

Новые беды Дома у ботсада

В довершение всех бед на ситуацию с грифонами обратили внимание в прокуратуре. Местные жители рассказали «Мойке78», что перед визитом проверяющих рабочие торопились так, что разбили мемориальную плиту. До капремонта она висела на стене здания и напоминала, что в этом доме жил и работал выдающийся русский ботаник, академик В. Л. Комаров.

Табличка тоже «пожилая» — была установлена в 1949 году, и по словам читательницы, провела всю зиму в импровизированном сарае из досок и полиэтилена, который обрушился под весом снега.

А сегодня обитатели Петроградской стороны нашли новый фокус подрядчика, выполнявшего капремонт. Он решил оставить свой след во внешнем виде федерального памятника. И если грифонов разглядели на уличном фасаде, то дизайнерские решения ремонтных бригад увидели позже на дворовом фасаде.

«До капитального ремонта над окном лестницы №4 был оформлен углублением широкий архивольт с замковым камнем (из проекта на капитальный ремонт). Венчающий карниз по всему дому, в том числе справа и слева от полукруглого окна имел другую форму (со скосами), другую длину»,
— сообщил подписчик «Аварийного Петербурга».

И приложил фото для сравнения.

Застрял на старте

О том, что ООО «Реставратор» не справляется со сроками, ФКР заявлял в августе 2017 года после объезда объектов Петроградского района.

Уже тогда «Реставратору» было предложено «взять в помощь для выполнения работ другого подрядчика, который участвует в проведении капитального ремонта в нынешнем году и уже завершил работы на своих объектах».

Но в поставленный по контракту срок — до конца ноября 2017 года подрядчик не справился. Напомним, договор с ним был подписан 21 июля 2017 года, то есть на все работы отводилось 4 месяца.

Но вместо быстрого капремонта Дом сотрудников сада погряз в бесконечных работах, плодящих уродливых грифонов и меняющих исторический облик дома.

Отметим, по данным того же ФКР, в доме ни разу капремонт до этого не проводился, так что можно полагать, что грифоны все это время оставались в первозданном виде.