После смягчения 282-й статьи УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) россияне, которые ранее могли получить условный срок за публикацию в соцсетях информации, которую сочли бы экстремистской, теперь не рискуют оказаться в списке Росфинмониторинга. Их, вероятнее всего, будет ожидать наказание за административное правонарушение. Еще совсем недавно ситуация была другой: за «лайк» или репост «диванный экстремист» мог стать фигурантом уголовного дела.
Несмотря на смягчение 282-й статьи, россияне все равно должны быть осторожнее, высказывая свою точку зрения по поводу тех или иных общественных проблем.
«Мойка78» поговорить с адвокатом Виталием Черкасовым, который как раз защищает людей, обвиненных в экстремизме: Дину Гарину, Руслана Соколовского, Виктора Филинкова. К примеру, его подзащитная активиста Дина Гарина ранее была привлечена к ответственности за публикацию «ВКонтакте» в 2016 году. Судимость уже погашена. Сейчас Черкасов занимается новым делом бывшего водителя троллейбуса Дины, которую 18 декабря 2018 года признали виновной в возбуждении ненависти к сотрудникам Центра по противодействию экстремизму. При этом 24 апреля суд не смог рассмотреть апелляционную жалобу на приговор Гариной, потому что на заседание не приехали сотрудники петербургского Центра «Э», признанные потерпевшими по делу.
Виталий рассказал, что были случаи, когда «диванных экстремистов» оправдывали, потому что не было доказано, что именно обвиняемый опубликовал запись в соцсетях, после которой в отношении него возбудили уголовное дело.
«Правоприменительная практика в последние годы сподвигла общественность и власть прийти к понимаю того, что палку перегнули, именно поэтому в декабре прошлого года были изменения в законе, которые позволили впервые, попавшимся на глаза правоохранительных органах блогерам, не привлекать их в уголовном порядке. Если есть экстремистская информация в соцсетях, например, то в этом случае предусмотрено административное наказание. На мой взгляд, именно молодые люди могут написать некий сомнительный пост, оказавшись под впечатлением от прочитанного или увиденного. Бывали случаи, когда в «подвале» страницы находили «экстремистскую» запись, хотя сам автор страницы давно забыл о ней»,— рассказал Виталий Черкасов.
Безусловно, оставлять без внимания и контроля свои личные аккаунты в социальных сетях нельзя. Если на компьютере нет пароля, то им может воспользоваться любой желающий, а отвечать придется владельцу.
Более того, если человек попадает в список экстремистов, то проблем у него будет достаточно: он не сможет путешествовать и пользоваться банковскими картами.
Весь мир, тем временем, переходит на «электронные» деньги, поэтому без банковской карты обходится весьма затруднительно, тем более, что именно туда большинство российских организаций переводит ежемесячную зарплату.
К примеру, Невский районный суд Петербурга огласил приговор в отношении Владимира Рязанцева, которого обвинили в публичном призыве к осуществлению экстремистской деятельности в интернете. Мужчина получил два года условно за пост в соцсети.
Ранее уполномоченный по правам человек в России Татьяна Москалькова заявила, что поддерживает либерализацию наказания за экстремизм в интернете.
Управляющий директор «Вконтакте» Андрей Рогозов на своей странице в соцсети утверждал, что ВКонтакте обязана вести свою деятельность в рамках закона, содействуя при поиске настоящих преступников, но представители соцсети решительно выступают против необоснованных преследований за публикации в интернете.
В прошлом году президент России Владимир Путин подписал закон о смягчении 282-й статьи УК РФ.