В Петербурге собираются упразднить маршрутки, заменив их социальными автобусами. Сейчас по дорогам северной столицы колесят 3 тыс. автобусов и 4 тыс. маршруток. На реформу отрасли у городских властей осталось чуть больше года.
Федеральный закон 220-ФЗ предписывает городским властям до середины 2020 года навести порядок в сфере пассажирских перевозок: установить регулируемый тариф либо нерегулируемый.
«Регулируемый тариф — там, где действуют льготы и все виды проездных билетов. Нерегулируемый тариф — это где не действуют проездные билеты, нет льгот»,— рассказал замдиректора ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий.
Пока что в Петербурге функционирует смешанная система — социальные автобусы конкурируют с коммерческими.
«Отличие коммерческих маршрутов от нерегулируемых тарифов в том, что на них город тарифы сейчас регулировать может»,— пояснил Процкий.
По его словам, петербургские власти устанавливают верхнюю планку тарифа в маршрутках. Вместе с тем, уточнил Процкий, 32% пассажиров маршруток имеют право на льготы и, воспользовавшись социальным автобусом, сэкономили бы.
Выбирают маршрутки не потому, что они удобнее или быстрее, а из-за поведения — как бы странно это ни звучало — недобросовестных перевозчиков.
Так, сообщил Процкий, многие коммерческие маршруты дублируют маршруты социальные. В результате на стартовой точке водитель маршрутки выжидает автобус и едет перед ним, забирая пассажиров.
«Пасется»,— прокомментировал замдиректора «Организатор перевозок».
Мало того, водители маршруток в погоне за прибылью мешают социальному транспорту. В частности, они подолгу стоят на остановках, причем так, что туда не может заехать социальный транспорт.
Эксперты замерили, что без вездесущих маршруток автобус тратит на высадку-посадку пассажиров всего 30 секунд. Когда остановку оккупируют коммерсанты — 2 минуты 30 секунд.
Наконец, водители маршруток часто нарушают скоростной режим, останавливаются где попало. В общем, повышают риск аварии и жертв. «Но об этом мало кто задумывается», — посетовали в ГКУ «Организатор перевозок».
Отметим, что сегодня из 3,6 тыс. километров дорог в Петербурге транспорт курсирует по 1,6 тыс. километров. Всего в городе 753 маршрута: 481 социальный и 272 коммерческих. Ежедневно на дороги выходит 7,3 тыс. социальных и коммерческих автобусов, они совершают больше 55 тыс. рейсов за сутки.
Когда через год с небольшим 220-ФЗ заработает полностью, коммерческие маршруты, проще говоря — маршрутки, исчезнут как класс. Вместо них город должен использовать один из двух вариантов. Либо все перевозчики самостоятельно устанавливают тариф, либо все маршруты — социальные, тариф определяется городом.
Кроме того, переход на регулируемый тариф позволит упорядочить транспортную систему. Проект «Организатора перевозок» включает среди прочего отмену дублирующих друг друга маршрутов.
«Профессионалы на дороге создают культуру вождения в целом. Москва, как только убрала маршрутки, меньше чем через год там совершенно другая культура стала. Раньше по Москве все время были сообщения: какой-то водитель выскочил, кого-то расстрелял; конфликт на дороге закончился травмами. Года два-три таких сообщений по Москве нет, потому что Москва уже четыре года как не имеет маршруток»,— резюмировал и.о. директора ГКУ «Организатор перевозок» Владимир Шведченко.