ФСБ собирается получить доступ к ключам для дешифровки данных пользователей «Яндекс.Почты» и «Яндекс.Диска». Российская компания, однако, с подобными требованиями не согласна — что уже в ближайшее время может привести к попытке блокировки всех сервисов «Яндекса» как такового, сообщает РБК со ссылкой на внутренние источники.
На данный момент обе стороны отказались комментировать ситуацию, причём в «Яндексе» подчеркнули, что они «работают в полном соответствии с действующим законодательством». Однако по словам всё того же источника, российский интернет гигант опасается не за личную переписку граждан, а за возможность полного анализа трафика пользователей (что позволит фактически получить личностный профиль каждого юзера), одновременно создавая значительную угрозу безопасности — если «Яндекс» передаст сессионные ключи шифрования, то «угнать» аккаунт сможет любой, имеющий к ним доступ.
Самое неприятное для «Яндекса» — тот факт, что сотрудничество с ФСБ может привести к снижению доверия некоторых пользователей и уход их к конкурентам (например, зарубежному гиганту Google). При этом за отказ от предоставления ключей для начала компании грозит административная ответственность по статье 13.31 КоАП и штраф до 1 млн рублей — что для компании, конечно, не является серьёзной суммой. Проблема, однако, в том, что далее должен заработать законодательный механизм, в соответствие с которым Роскомнадзор выносит сервису предупреждение, а затем обращается в суд с просьбой о блокировке.
«Отвечая на распространённый вопрос «А чего вы боитесь, если ничего плохого не делаете?» я говорю, что на данный момент в этой сфере нет прописанных правил игры или они склонны слишком быстро меняться. У меня нет уверенности, что, получив доступ к моей переписке, ко мне в дверь однажды не постучат за то, что я в диалоге с другом критиковал центральные власти.»,-сказал председатель Ассоциации пользователей социальных сетей Владимир Владимиров корреспонденту «Мойки78».
Впрочем, в блокировку «Яндекса» он не верит. В первую очередь потому, что это не только бытовые неудобства для пользователей и падение рейтинга правительства, но и огромные убытки для российского бизнеса, который использует соответствующие сервисы в своей работе.
Напомним, что «Яндекс» на сегодняшний день является самым популярным сайтом в России, 21-м в мире и четвёртой по частоте использования поисковой системой.