Судьба теплиц Таврического сада, которые вдруг стали лакомым куском для инвесторов, решится 9 июля. В этот день Комитет по инвестициям подведет итоги торгов и скажет, кому разрушенные сейчас теплицы отдадут в концессию на 35 лет. Пока известны три претендента на контракт со Смольным, и все они хотят превратить часть сада в новомодные общественные пространства с фудкортами, рынками и лекториями. А горожане просят оранжерей.
Теплицы с растениями называют как один «из возможных способов организации пространства» и в Комитете по инвестициям. Но в каждой из четырех зон, на которые условно разделили территорию, также должны появиться места для живых выступлений, кинопоказов, отдыха детей, мастер-классов.
При этом есть оговорка — в рамках сопутствующей деятельности разрешат размещение магазинов, кафе, баров, клубов и дизайнерских шоурумов.
В подробности проекта соглашения горожане не вникали. О реставрации заброшенных теплиц они узнали из новостей весной этого года, когда холдинг Ginza Project представил свою концепцию обновления заброшенных теплиц.
В проекте были большая прогулочная оранжерея с зимним садом, концертным залом, детской площадкой, киосками с едой и цветочным магазином. В Образовательных оранжереях обещали общественный огород, детский клуб, мастерские, лектории и тематические магазины. Еще один пункт — оранжерея-гастромаркет с фермерским рынком.
«Хожу на прогулку мимо разбитых забытых заброшенных оранжерей. Больно и не понятно — почему так? Это лучшая новость, что я слышу! Через год мы уже сможем посетить эти уникальные сооружения!»— возрадовались в соцсетях.
Но столь радостная реакция была первой, а потом сообщения такой тональности и вовсе исчезли, уступив тем, что в оранжереях хотят только оранжерей.
«Боже, опять продавать и жрать… когда это закончится», «А не лучше ли все по историческим документам воссоздать, прекрасный же сад был!….Ну ни к чему здесь рынки всякие устраивать», «Гастромаркет и фермерский рынок в Таврическом саду!!! Кошмар!!!», » Очень жаль, что одно из красивейших мест города превратится в очередной ТРЦ»,— писали петербуржцы.
Но судьбой заброшенных теплиц озаботилась не только Ginza. Компания 3SDevelopment разработала для «Тандем-истейт» концепцию преображения части Таврического сада в многофункциональную культурно-образовательную площадку и межвузовский Центр профессий будущего PARNIK.
Но вместе с лабораториями от вузов, лекториями, коворкингами и медиатеками и этот потенциальный инвестор нашел в проекте места для ресторана, фудкорта, кафе и хостела.
А горожанам, судя по их реакции в соцсетях, нужны просто большие светлые оранжереи, где в любое время года будет лето. Насколько такой формат востребован в Петербурге, показывает пример Ботанического сада, в оранжереи которого выстраиваются огромные очереди.
Не испытывает недостатка в посетителях и Оранжерея Таврического сада, расположенная недалеко от заброшенных теплиц. Теплицы, в отличие от Оранжереи, построенной по личному указу Екатерины II, памятником не являются.
Они были построены в конце 1970-х годов, в них работал кооператив «Цветы», уже много лет теплицы заброшены, а сейчас вокруг них такой ажиотаж, что получить концессионное соглашение без торгов — как единственный участник, Ginza Project не сможет. Проектом заинтересовался Газпром, в частности его структура Фонд социальных инвестиций.
Крупные игроки будут биться за проект, инвестиции в который исчисляются миллиардами. А ведь именно достаточное финансирование — камень преткновения при создании настоящей качественной оранжереи или сада. И создать то, что так нужно горожанам — большой труд, но и большая необходимость.
«В целом, строить оранжереи мало кто умеет, правильное экспонирование тоже мало кто умеет делать. Но самый главный вопрос: ботанические сады — это очень дорогое удовольствие. Их нужно хорошо обеспечивать финансами. Если брать мировой опыт, в США все ботанические сады стопроцентно финансируются государством, всё остальное — это внебюджетные дополнение. Если брать Азию, то и там сады финансируются как научные учреждения. В России с финансированием все очень плохо. Сады крутятся как могут и пытаются заработать просвещением»,— рассказал «Мойке78» руководитель Культурно-просветительского центра Ботанического института, заместитель заведующего Ботаническим садом БИН РАН Юрий Калугин.
Он привел в пример страны Азии: в Токио, Осаке и Пекине — по несколько ботанических садов.
«Садов должно быть много, в них должны показывать разные коллекции. Наш сад может себе позволить показывать много растений, но в идеале должна быть специализация: краснокнижные растения, флора региона, растения для садово-парковых хозяйств — нельзя объять необъятное»,— отмечает Юрий Калугин.
Комплекс современных оранжерей с редкими экзотическими растениями, доступный для горожан и туристов, когда Таврический сад облетел или покрыт снегом — вот пожелание многих жителей города. Видеть фудкорты и рынок посреди исторического сада даже при условии, что ради этого восстановят развалины теплиц, они не готовы.