Замкнутость и необщительность ребенка — что это, просто плохое настроение у малыша или звоночек, на который должны обратить внимание родители? Как распознать признаки аутизма у ребенка и где в Петербурге обучают детей с расстройством аутического спектра (РАС) — рассказывает «Мойка78».

Расстройства аутистического спектра (РАС) у детей требуют постоянного внимания к ребенку и тщательно спланированного процесса обучения. По данным Минздрава, в России, распространенность РАС составляет около одного случая на 100 детей. Всего в России в 2018 году РАС диагностирован у 31 тыс. детей. В Петербурге, по официальным данным, проживают 402 человека с аутизмом. В данный момент на территории Петербурга функционируют 9 центров для детей с аутизмом: 5 на севере города, 3 — на юге и 1 — в центре.

Выбор программы обучения детей с РАС в Петербурге и во всем мире зависит от их возраста. Важно социализировать ребенка на раннем этапе, чтобы он смог полноценно влиться в общество. В Петербурге особенный уклон делается на программы, основанные на идеях прикладного анализа поведения. Как отмечает координатор программы «Ранняя пташка» для детей до 6 лет Елена Сулакшина, на сегодняшний день они признаны единственными программами помощи для детей с аутизмом, эффективность которых доказана во всем мире.

По словам специалиста, необходимо как можно раньше выявить у ребенка признаки РАС. В России диагноз может поставить опытный клиницист — психиатр, невролог, клинический психолог, педиатр или опытный поведенческий специалист.

«РАС не является заболеванием, это поведенческий диагноз. Он ставится на основании наблюдения за поведением ребенка и интервью с родителями и педагогами. Мировые исследования показали, что диагностика аутизма может быть точной и надежной в возрасте 2 лет. На практике диагноз ставят от 2 до 4 лет»,
— отмечает Сулакшина.

Распознавание РАС

Людям с аутизмом сложно распознать или понять эмоции и чувства других людей, а также сложно выразить свои собственные эмоции и чувства. Из-за этого они могут испытывать дополнительные трудности в социальных ситуациях. Они могут:

  • Не понимать неписаные правила, которые большинство людей усваивает неосознанно;
  • Казаться бесчувственными, потому что они могут не понимать, что чувствует другой человек;
  • Предпочитать проводить время в одиночестве и не искать общества других людей;
  • Не обращаться к другим людям за утешением;
  • Казаться «странными» и неуместно себя ведущими, потому что им сложно выразить свои чувства, эмоции или потребности.

Нарушения коммуникации

Людям с РАС непонятны мимика и прочий язык тела. Многие из них понимают речь буквально, не видя подтекст и переносный смысл. Специалисты, в частности, отмечают ряд выраженных нарушений коммуникации:

  • Выражение лица и интонацию;
  • Шутки и сарказм;
  • Идиомы и поговорки.
  • Стоит отметить, что людям с РАС также свойственны:
  • Любовь к рутине;
  • Концентрация на деталях;
  • Трудность в установлении связи/принятия решения;
  • Социальная слепота;
  • Сенсорная гипо- или гиперчувствительность.

Обучение детей с РАС

Обучение детей с РАС с раннего периода обусловлено необходимостью социализировать ребенка в обществе. По словам Сулакшиной, на раннем этапе важно привить ребенку базовые навыки.

«В детстве это гигиенические навыки, бытовые, социальные. Плюс, если есть необходимость, то вводят дополнительную, альтернативную коммуникацию PECS (карточная система альтернативной коммуникации — прим. ред.), коммуникативные доски, коммуникативные системы на гаджетах и так далее. Очень важно заинтересовать ребенка в контакте с другим человеком – это базовый навык. Если этого нет, то ребенок может не начать говорить, хоть и будет уметь читать, писать»,
— говорит специалист.

Отметим, что дети с РАС часто не говорят не потому, что не могут, а просто не понимают, зачем надо разговаривать с другим человеком. Интерес к взаимодействию с другими людьми необходимо развивать. Сам процесс обучения зависит от каждого ребенка. Сулакшина отметила, что для некоторых детей переход к групповым занятиям может занять два дня, а для других будет недостаточно и шести месяцев.

«Очень зависит от ребенка, от его индивидуальных способностей и возможностей. Главное, необходимо максимально использовать визуальную поддержку, структурировать материал и окружающую среду, учитывать особенности восприятия конкретного ребенка, говорить мало, медленно, простыми фразами, давать время на обработку информации, так как многие люди с РАС медленнее обрабатывают информацию, чем другие люди. Обучение детей с РАС – это системный подход. Под каждого ребенка, в идеале, надо прописывать свой маршрут, который будет учитывать индивидуальные особенности ребенка»,
— отмечает она.

Программы обучения

По словам Сулакшиной, для обучения детей в возрасте до 6 лет, специалисты применяют программу ASSERT. Программа направлена на развитие навыков, которые детям с аутизмом часто нелегко осваивать. Прежде всего это коммуникация, социальные навыки, навыки самостоятельности и самообслуживания, а также важные академические навыки, которые дают возможность следовать образовательным программам в дальнейшем.

«Одна из самых эффективных программ помощи детям с РАС стала программа «EarlyBird» («Ранняя Пташка») Национального общества аутизма Великобритании. Это программа направлена на обучение родителей детей с РАС. Эта программа позволяет дать родителям полноценное представление о РАС, что позволяет понять и принять ребенка с РАС, снабдить их эффективными и практическими стратегиями, и научиться работать с ним»,
— говорит Сулакшина.

Программа «Ранняя пташка» объясняет родителям, почему люди с РАС воспринимают мир по-другому, после чего она делится с родителями идеями о том, как они могут помочь своему ребенку развиваться. Как только родители получают понимание того, почему развитие ребенка с аутизмом отличается, они могут начать работать над тем, как они могут действовать по-другому для того, чтобы дать ребенку лучшую помощь.