Создание платных парковок в Петербурге окупилось, без учета текущих расходов, только через три года после их открытия. Размер недополученных доходов тем временем перевалил за два миллиарда и продолжит, скорее всего, расти в 2020 году. Несмотря на все обещания правительства северной столицы.

Первая и пока единственная зона платной парковки в Центральном районе Петербурга открылась в сентябре 2015 года. Ее создание обошлось городскому бюджету в примерно 300 млн рублей.

Тогда еще вице-губернатор Игорь Албин, курировавший проект, обещал, что за первый квартал своей работы парковки принесут в казну 145 млн рублей, за первый год — 450 млн рублей.

К концу 2019 года доход от парковок за все время их существования составил 351 млн рублей, сообщили «Мойке78» в Городском центре управления парковками (ЦУП, подведомственное учреждения комитета по развитию транспортной инфраструктуры). Сам ЦУП ежегодно обходится городской казне в 315-320 млн рублей.

В то же время размеры недополученной прибыли — объем не взысканных штрафов — составил 2,2 млрд рублей.

Вернуть эти деньги в бюджет уже не получится. Срок «жизни» штрафа — 3 месяца согласно решению Конституционного суда, и большинство уже «сгорело».

Теоретически можно создать эффективный механизм взыскания штрафов новых. Но для этого требуется политическая воля, которой пока что в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) не наблюдается.

Штрафуем анонимов

Платные парковки в Петербурге строили по московскому образцу, который стартовал тремя годами раньше. Как и в столице, петербургские чиновники запустили в зоне платной стоянки (на 3 тыс. мест) машины-«парконы». Они фиксируют тех, кто припарковался, и сверяются с данными об оплате.

Для тех, кто не заплатил, предусмотрели штраф в 3 тыс. рублей. Однако на практике выписать их пока не получилось.

Контролеры знают номер машины нарушителя, но выяснить по этому номеру личные данные самого нарушителя не могут. Такие сведения есть только у ГУ МВД, а полицейские делиться ими не хотят. Это будет нарушением закона о персональных данных, аргументируют силовики.

Пытались договориться

Пока размеры неоплаченных штрафов росли, чиновники пытались договориться с главком. В бытность профильным вице-губернатором Игоря Албина, слабые и безуспешные попытки исходили из КРТИ и ЦУП.

Сам же Албин только грозился разогнать Центр управления парковками, если те не справятся. Такое заявление прозвучало на совещании 16 января 2018 года; ЦУП, как известно, существует до сих пор.

На все предложения в ГУ МВД отвечали лаконичными отказами, мол, это зона ответственности не наша, а федерального центра.

С приходом в Смольный новой команды губернатора Александра Беглова попытку договориться с полицией предпринял финансовый вице-губернатор Евгений Елин.

14 октября 2019 года он публично заявил о разработке проекта такого соглашения. И пообещал, что в следующем 2020-м году принципиальная договоренность будет достигнута.

В ГУ МВД ожидаемо заявили, что даже изучение такого проекта соглашения — не в их компетенции. Смена начальника петербургского главка (должность с 28 февраля 2019 года занимает Роман Плугин) на отношения полиции со Смольным, очевидно, не повлияла.

В любом случае, пыл городских чиновников все это не охладило.

«Правительством Санкт-Петербурга и МВД РФ рассматриваются варианты решения данного вопроса в рамках действующих норм законодательства. Раскрывать подробности данных вариантов пока преждевременно»,
— заявили «Мойке78» в ЦУП 10 декабря.

При этом чиновники, видимо, понимают бесперспективность своих потуг и ждут поправок в федеральное законодательство, которые должны принудить МВД делиться сведениями о водителях.

Законодательная база

Взыскание штрафов за неоплату парковки завязано на один закон и один законопроект.

В 2018 году Госдума внесла поправки в закон «О полиции». В новой редакции документ обязывает силовое ведомство предоставлять чиновникам сведения о гражданах, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

Проблема для петербургского ЦУП здесь в том, что для составления такого протокола требуются персональные данные нарушителя, которые как раз и запрашиваются у МВД. Получается замкнутый круг.

Разорвать этот порочный круг могут поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В июле 2017 года в Госдуму внесли проект таких поправок.

«Предлагается часть 4 статьи 28.1 названного Кодекса дополнить пунктом 7, согласно которому дело об административном правонарушении будет считаться возбужденным с момента вынесения определения об истребовании сведений»,
— говорится в пояснительной записке к документу.

Иными словами, депутаты предложили считать возбужденным дело о нарушении не с момента составления протокола (для которого надо запросить сведения о нарушителе), а с момента, когда сведения были запрошены у полиции.

Проект поправок был одобрен Госдумой в первом чтении 4 июня 2018 года. С тех пор движение документа остановилось, и предпосылок для его скорого принятия «Мойка78» не видит.

Интересно, что в Москве оператор платных парковок договорился о передаче сведений из МВД еще до того, как в законодательство начали вносить правки.

«Через коленку переломали МВД. Теперь все данные автомобилистов, о чем, собственно, МВД и предупреждало, продаются не за дорого»,
— описал столичные реалии координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

В беседе с «Мойкой78» он отметил, что последние утечки персональных данных из ГИБДД были в 1990-х годах.

«После этого там была налажена очень строгая и ни разу еще не взломанная система хранения этих данных. Когда данные были переданы московскому правительству, к ним получили доступ гражданские, нанятые по объявлению люди с очень небольшой зарплатой»,
— рассказал Петр Шкуматов.

Во время проверок Генпрокуратура и Роскомнадзор, однако, нарушений в передаче персональных данных столичным чиновникам не усмотрели.

В результате, уточнил собеседник «Мойки78», сейчас в открытом доступе есть информация обо всех пользователях столичных парковок: кто, где и насколько оставляет свою машину.

За неимением политической воли

Судя по всему, у столичных чиновников нашлась в свое время политическая воля, чтобы сделать работающий проект. У петербургских вице-губернаторов Эдуарда Батанова и Евгению Елину, а также у главы КРТИ Сергея Харлашкина такой политической воли и лоббистских возможностей, кажется, нет.

Больше того, ответственные за платную парковку в северной столице не смогли даже создать понятную систему оплаты, жалуются читатели «Мойки78».

«Если с терминалом еще можно разобраться, хоть это и не просто, то в смс-сервисе оплаты черт ногу сломит. Понять, какие символы в каком порядке отправлять, — задача для высших сил. Ну а мобильное приложение банально глючит»,
— рассказывают петербуржцы.

К слову сказать, на 2,4 млн легковых машин в Петербурге приходится всего около 50 тыс. скачиваний мобильного приложения для оплаты парковки.

Между тем, председателя КРТИ Сергея Харлшкина такие суровые петербургские реалии, как ни странно, не смущают. В минувшем июле он заявил, что в 2020 году количество платных парковок увеличится в четыре раза — с 3 тыс. до 13 тыс. мест.

Во сколько это обойдется городскому бюджету, и когда расширение окупится, «Мойка78» не берется прогнозировать.

На этом печальном фоне, не разобравшись с одной проблемой, КРТИ создает, по-видимому, новую. Глава комитета Сергей Харлашкин нынче собирается навести порядок с транспортом в центре Петербурга, установив плату за въезд в этот самый центр и ограничив там скорость движения 30 км/ч.

Обсуждать инициативу начали в октябре нынешнего года. От слов к делам пока не перешли. Как и с выписыванием штрафов за бесплатную платную парковку.

Справка «Мойки78»: платные парковки на 3 тыс. машиномест функционируют на 27 улицах в границах между Невским и Лиговским проспектами и Кировской улицей и набережной реки Фонтанки. Стоимость парковки от 60 до 120 рублей в час в зависимости от класса автомобиля. Парковка в ночные часы — бесплатно, местные жители могут приобрести годовой абонемент за 1,8 тыс. рублей. Для ветеранов, блокадников, инвалидов и многодетных семей парковка бесплатна.