Доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета Ольга Щербакова провели исследование восприятия многозначных текстов, включая интернет-шутки.
Также она выяснила, что молодые люди в возрасте 18-29 лет воспринимают двойственные тексты не так, как психологи думали раньше. Так, у участников эксперимента возникали трудности с поиском дополнительных смыслов истории. В учебниках психологии подобное связывают с интеллектуальным дефицитом, но по словам Щербаковой, поводов для паники нет.
Она отметил, что сейчас многим людям сложно выполнять ряд интеллектуальных операций, который в прошлом считались базовыми для ученика средней школы. Однако в наши дни в мире живет несколько поколений людей, выросших в совершенно разных информационных условиях и пользующихся разными интеллектуальными практиками.
По словам психолога, разница между пониманием сложных текстов становится яснее при изучении понимания интернет-мемов. Щербакова отметила, что проблемы в восприятии многосмысловых историй связаны с тем, что поменялся сам юмор. Сейчас вместо пересказа анекдотов и смешных историй молодые люди просто обмениваются короткими текстами или картинками. Возникает такая трудность из-за переизбытка информации.