В Петербурге собираются за 600 млрд рублей построить два железнодорожных кольца, которые вместе с метро свяжут противоположные концы города. «Мойка78» рассказывает, как подобные проекты реализуются в разных городах мира.
Германия
В большинстве европейских столиц внутригородские железные дороги развивались постепенно, вместе с самим городом. Один из старейших примеров — Берлинская городская электричка (S-Bahn).
Железные дороги в столице Германии и окрестностях начали строить в конце 19 века, годом же рождения нынешней железнодорожной сети считается 1924-й, когда первый электропоезд отправился с Шецинского вокзала в Бернау.
Сегодня пассажирская железнодорожная сеть в Берлине и окрестностях протянулась на более чем 300 км и насчитывает свыше 160 станций. Ежегодно Берлинской городской электричкой пользуются порядка 500 млн человек (1,5 млн пассажиров в день).
Франция
Иной подход к городским электричкам избрали во Франции. В Париже, например, электрички интегрированы в систему городского метро. То есть в пригородах они работают как обычные поезда, а в границах французской столицы спускаются под землю.
В другом французском городе, Лионе, пригородные электрички интегрировали в трамвайную сеть. Получился так называемый трамптрейн.
В лионском аэропорту пассажиры садятся в электричку, которая, прибыв в город, движется по трамвайным путям. Главная сложность при реализации такого сценария — использование то переменного, то постоянного тока. То есть в зависимости от территории трамптрейн использует различное оборудование.
Британия
Есть еще пример — из Лондона, где свое наземное метро строят с 2009 года. Изначально британцы заложили в бюджет на строительство около 15 млрд фунтов стерлингов и назвали срок сдачи проекта в 2017 году.
По задумке строителей железнодорожная ветка должна была связать восточные и западные пригороды. Протяженность маршрута должна составить без малого 120 км, частично прокладывать рельсы решили в специально выкопанных под проект тоннелях.
Уложится в заявленные сроки и бюджет британцы не смогли. Дата сдачи несколько раз переносилась, в последний раз на весну 2021 года. А общий размер выделенных средств достиг 17,5 млрд фунтов стерлингов.
Москва
Самый близкий (по духу и географии) пример городских железных дорог — Москва. Внутригородские железные дороги в столице начали строить в конце 19 века, чтобы соединить крупнейшие вокзалы и ускорить перевозку товаров и грузов между ними. Возили по этой железной дороге и пассажиров — до 1930-х годов.
Возобновить пассажирские перевозки пытались с середины прошлого века, однако сделать это — вынеся все потоки грузов за город — удалось только в 21 веке.
Проект кольцевой железной дороги подготовили к 2001 году, в 2008-м с одобрения Владимира Путина, возглавлявшего тогда правительство РФ, столичная администрация заключила соглашение с РЖД. Еще через три года железнодорожники и московская мэрия учредили компанию «Московская кольцевая железная дорога» (МКЖД).
Затраты на создание кольцевой железнодорожной линии оцениваются примерно в 140 млрд рублей, еще около 200 млрд рублей, как ожидается, уйдет за 15 лет на поддержание и развитие кольца.
Запустили пассажирские перевозки по кольцу 10 сентября 2016 года. Протяженность железнодорожного полотна составила 54 км. В будние дни там курсируют 242 пары поездов «Ласточка» на 1,5 тыс. пассажиров каждая.
Столичное железнодорожное кольцо интегрировано в сеть метро — пересадка с электрички на подземный поезд бесплатна. Ежедневно этим железнодорожным кольцом пользуются порядка 580 тыс. человек.
Отметим, что в Петербурге в силу географических особенностей планируют построить не кольцо, а два полукольца. Они должны связать северные и юго-западные пригороды, с заходом в аэропорт Пулково, через восточную часть города на Неве.
Проект оценивается в 600 млрд рублей. Его реализацию на днях обсудили губернаторы Петербурга и Ленобласти Александр Беглов и Александр Дрозденко с главой РЖД Олегом Белозеровым.