Нашумевшее дело об убийстве ЛГБТ-активистки Елены Григорьевой, в расследовании которого ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу на днях поставило точку, будет рассматриваться в Московском районном суде. Обвиняемый в совершении преступления 29-летний кладовщик магазина электроники и бытовой техники Алексей Волнянко окажется в этом храме Фемиды уже третий раз.

По версии следствия, преступление имело исключительно бытовой характер, с чем некоторые соратники убиенной до сих пор не согласны. «Мойка 78» узнала ранее не освещавшиеся подробности дела, дающие людям в погонах основания считать далеким от реальности стремление увидеть в убитой «сакральную жертву».

День по часам

Лежащее в кустах неподалеку от дома 11 к. 2 по Пулковской улице тело 40-летней уроженки Великого Новгорода с многочисленными колото-резанными ранами и следами удушения ближе к вечеру 21 июля 2019 года обнаружил прохожий. Наутро в СМИ появились первые сообщения о страшной находке, а уже после обеда новостные ленты запестрели публикациями об убийстве «гражданской активистки демократического, антивоенного и ЛГБТ-движений».

Резонанс, возникший в СМИ с подачи активистов, связавших убийство единомышленницы с упоминанием ее имени на некоем «гомофобном» сайте, заставил руководство ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу поручить расследование наиболее опытным сотрудникам, в чьем производстве находятся самые сложные и многоэпизодные уголовные дела.

«Убийство произошло в ночь на 21 июля прошлого года. События последнего в жизни потерпевшей дня с момента ее пробуждения в 10 утра 20 июля мы восстановили буквально по часам»,
— рассказывает старший следователь 2-го следственного отдела 1-го Управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Александр Ожиганов.

«Бытовая» версия возникла сразу же, как только сыщики стали восстанавливать этот «хронометраж» и изучать образ жизни убитой. Последние пару лет, как следует из материалов дела, Григорьева жила в Петербурге в доме 41 корп.1 по улице Орджоникидзе, в квартире, доставшейся по наследству от родственницы. Официально трудоустроена не была, зарабатывала раздачей листовок с рекламой экскурсионных туров у метро, принимала участие в различных протестных акциях.

Обстановка в квартире убитой и показания знакомых говорили о том, что потерпевшая крепко дружила с алкоголем. Как установлено следствием, через несколько часов после того, как мужчина, с которым активистка в последнее время встречалась, отправился на работу, она вышла на улицу и попросила знакомых забулдыг помочь дотащить макулатуру в пункт приема, предложив вместе распить выручку.

Выданный приемщиком литр спирта разошелся быстро. Не достигнув «нужной кондиции», с одной из приятельниц женщина отправилась «по гостям» — барышень с шатающейся походкой зафиксировали камеры видеонаблюдения, установленные в парадных.

По словам Александра Ожиганова, в 20 часов 19 минут Григорьева позвонила с мобильного приятелю. Просила приехать ночевать, но тот отказался. На допросе пояснил: очень уж не любил, когда подруга была сильно пьяна. Позже эксперты установят наличие 2,6 промилле в крови убитой…

Со второй попытки

В компании с активисткой, макулатурой и вырученным от ее сдачи спиртом оказался 38-летний ранее судимый гражданин Киргизии, вскоре задержанный по подозрению в убийстве Григорьевой. Со слов свидетелей, Даврон под алкогольными парами становился чрезвычайно агрессивным, а с собой носил нож.

После расставания с «хозяйкой макулатуры» пьяная компания продолжила общение на излюбленном месте у Московского шоссе. Там иностранец повздорил с сожительницей и в гневе ушел прочь, а наутро появился уже в другой одежде и без ножа.

Вскоре сыщики убедились, что Даврон причастен только к грабежу: днем 20 июля, не получив от приятеля денег на выпивку, саданул того пару раз кулаком, забрал пачку сигарет и 160 рублей. За это 23 декабря 2019 года мигрант получил 8 месяцев колонии общего режима.

Через неделю после задержания первого подозреваемого у следствия появился второй. Вечером 20 июля 28-летний Алексей Волнянко вышел из дома за сигаретами, успев до этого посидеть за бутылкой. Увидел нетрезвую барышню. Познакомились. Предложил пойти к нему выпить. Та согласилась, благо дом молодого человека от места жительства активистки разделяли считанные минуты ходьбы.

Пикантные подробности общения случайных знакомых опустим. Как пояснял после задержания на допросе Волнянко, женщина больно задела его словом, после чего мужчина указал ей на дверь. Правда, немного успокоившись и увидев в окно бредущую в ночи по дорожке мимо здания школы Елену, решил ее догнать.

Общение продолжили на скамейке в кустах рядом со вторым корпусом дома 11 по Пулковской улице. И вновь что-то не заладилось. Позже знавшие Григорьеву вспоминали, что она редко стеснялась в выражениях. По показаниям обвиняемого, женщина сильно задела его мужское самолюбие, после чего он не сдержался и с ненавистью стал избивать обидчицу.

«Кулаками и ногами нанес не менее 11 ударов, в основном в голову. Затем обвил найденную где-то поблизости тряпку вокруг шеи лежавшей на животе потерпевшей и начал душить, упираясь ногой в область поясницы — в месте давления оказались сломаны три позвонка»,
— со ссылкой на результаты судмедэкспертизы поясняет старший следователь.

Страшно даже представить, какой ужас испытала женщина перед своей гибелью. По заключению специалистов, она могла бы скончаться от удушья, поскольку были сломаны хрящи гортани, но погибла от массивной кровопотери в результате 17 колото-резаных ран, которые, по версии следствия, обвиняемый нанес принесенным с собой ножом. Два из них пришлись в лицо жертвы, одним из которых женщине были сломаны передние зубы.

Другая ненависть

Как говорят эксперты-криминалисты, преступник не летает по воздуху — он ходит, а значит оставляет следы. Найденный на залитой кровью картонке рядом с трупом отпечаток обуви стал одной из улик, которая и помогла вычислить предполагаемого душегуба.

Записи с камер, установленных на здании школы, зафиксировали изображение молодого мужчины с длинной челкой, идущим к месту преступления. В конце июля похожего персонажа и встретили оперативники. Подошва его кроссовок по заключению трассологов оказалась идентична следу от обуви на окровавленной картонке.

Выяснилось, что хозяин обуви в 2007 году получил условный срок за два грабежа, а за 19 дней до убийства на Пулковской — полгода исправительных работ условно за незаконное хранение небольшой дозы амфетамина. Не понаслышке зная, что такое смягчающие обстоятельства, сразу после задержания 31 июля 2019 года Волнянко написал чистосердечное признание.

«Указал, что нож выкинул из окна своей квартиры после встречи на улице с оперативниками. Мы его нашли. Кровь, разумеется, к тому времени была смыта, но согласно заключению медико-криминалистической судебной экспертизы, с большой вероятностью удары были нанесены этим ножом»,
— продолжает Александр Ожиганов.

При проверке показаний на месте мужчина показал на манекене, куда и как наносил удары, что позже подтвердилось и результатами экспертизы трупа. Наконец, на куртке и джинсах убитой были найдены потожировые следы обвиняемого.

По словам следователя, версия так называемого «убийства ненависти» также отрабатывалась, хотя сыщики с самого начала понимали, что это — путь в никуда.

«Только в сентябре я рассмотрел 650 однотипных обращений, приходивших с разных электронных адресов, с требованием проверить версию о том, что Григорьеву убили из-за ее участии в ЛГБТ-движении»,
— вспоминает Ожиганов.

Вызывали, опрашивали, изучали — все мимо. Так, по словам следователя, якобы стоявший за угрозами персонаж, имя которого упоминалось в обращениях, в ночь на 21 июля по данным телефонных базовых станций находился очень далеко от места преступления, а вот Алексей Волнянко, напротив, на том пятачке и «бился» по биллингам.

В любом случае, все решит суд, куда сразу после утверждения прокурором обвинительного заключения направят материалы уголовного дела. Пока Алексей Волнянко стоит на признательной позиции. Желания предстать перед присяжными он не высказал.