Петербургский ресторатор Александр Затуливетров рассказал, почему не подписал петицию рестораторов, которые обратились к губернатору Санкт-Петербурга Беглову Александру Дмитриевичу с просьбой оказать поддержку бизнесу, терпящему убытки в связи с ситуацией вокруг распространения коронавируса COVID-19:

«Утро четверга снесло крышу фейсбучному приложению в моем телефоне. А заодно и мне. Каждую секунду телефон издавал судорожный писк, извещающий меня о новом событии.

Причиной этому стала петиция группы рестораторов к губернатору Санкт-Петербурга с просьбой не обрекать рестораны города на банкротство.

«Черт возьми, хорошая мысль»
— подумал я, мгновенно увидев в градоначальнике виновника вчерашних «выручек» в своих ресторанов. И принялся изучать текст.

Да, я давно вышел в тираж и если меня приглашают на отраслевые тусовки, то только в качестве «сбитого лётчика». И, казалось бы, поставить подпись под сим документом означало для меня возвращение на орбиту ресторанной жизни. Пусть и полумёртвым спутником. Но, несмотря на столь радужные перспективы, рука не поднялась подписать документ, который, в принципе потенциально нёс для меня сплошные блага.

И вот почему.

Петиция эта вредна для всего ресторанного мира. Вредна и даже преступна. И формой, и содержанием, и сутью.

Начнём с последнего, с самой сути петиции.

В столь трудное время, с которым весь мир столкнулся впервые в своей истории, у людей возникают самые искренние, высокие (или низменные) желания. Благородные люди задумываются о помощи ближним, стараясь хоть как-то содействовать борьбе с общим врагом. В войну молодые люди подправляли свои метрики, чтобы уйти раньше на фронт, скрывали свои ограничения по здоровью на призывных пунктах. Люди с пониженной социальной ответственностью (в худшем понимании этого выражения), напротив, становятся мародёрами, пытаясь нажиться на общей беде, защитить свои личные, собственнические интересы.

Что же сделали авторы воззвания? Восхвалив отрасль и назвав её «основополагающей в экономической и туристической отрасли города», они тут же кинулись плакать о грядущих убытках, провалах в выручке, шантажируя власти возможными увольнениями.

Казалось бы — сегодня все должны объединяться и помогать друг другу всем, чем можно. Но не такие они, рестораторы. Они же основополагающие. А значит, имеющие особые права.

Нет, они не попросили (потребовали) обеспечить отрасль нужным количеством дезинфицирующих средств, дабы защитить граждан от короновируса ( сегодня я специально прошёл по ресторанам многострадальной Рубинштейна. Только в шести ресторанах я увидел заветный санитайзер у входа в залы).

Они не предложили бесплатно разносить еду (продукты) пенсионерам в домах, в которых занимают первые этажи.

Они потребовали целый ряд преференций и поблажек, которые почему-то должны спасти раздутую и без того перегретую отрасль.

Кстати, важно отметить, что рестораторы первыми направили подобного рода петицию. Ни работники фармацевтических компаний, ни врачи Боткинской больницы, ни швеи, сотнями шьющие маски. Им не до этого. Что же, ждем подобную петицию от таксистов, стоящих в зале прилета «Пулково». Им тоже сейчас нелегко…

Итак, по пунктам

1. Признать пандемию обстоятельством непреодолимой силы. Одно из немногих разумных предложений, которое и без петиций будет принято со дня на день. Видимо, с него и начиналось сама идея петиции. А потом к столу стали подходить шарики и матроскины. И началось…

2. Освободить от налогов…. Начнём с безграмотности авторов, которые считают, что в силах губернатора вносить изменения в Налоговый кодекс. Нет. Ребята, это не мелочь. После таких перлов отношение к самой отрасли у власти будет таким же, как и у президента – «да они все Жулики». Как можно освободить предприятие от уплаты НДФЛ??? Авторы вообще понимают, что это за налог и кто его платит? А то, что в большинстве ресторанов половина персонала вообще оформлена «через колено». А то, что большинство ресторанов находится на упрощённой системе налогообложения, где всего две опции? Выручка или доходы-расходы. О каком освобождении идёт речь? Нет выручки – нет налога. И всё. Почему государство должно прощать нам налоги? С какой стати? А если завтра «Роснефть» попросит освободить ее от налогов в связи с падением цены на нефть? Тоже можно? Или они не основополагающая индустрия?

3. Освободить от оплаты коммунальных услуг. Та же ситуация. Меньше гостей – меньше потребления. Может быть, лучше было попросить освободить от коммунальных платежей пенсионеров? Ах да, мы же только о себе…

Коммунальщики — такие же люди, как и мы с вами. Почему же мы, пользуясь их услугами, не должны им за это платить? А если завтра в сеть попадёт петиция от самих работников ЖКХ, призывающая губернатора на законодательном уровне разрешить им бесплатно питаться в ресторанах? В чем тогда разница?

4. Согласен, тоже разумный, хотя, плохо реализуемый на практике механизм.

5. Вот! Вот единственное, с чем можно и нужно было обращаться с петицией к губернатору. Потому что, а — это реальная помощь ресторанам, б — возможность гостям сидеть на продуваемых террасах, а не в помещения, в — это действительно в его силах.

6. И вишенка на торте идиотизма. Почему?? Почему, скажите, из-за эпидемии нас должны реже проверять? Чтобы мы могли «под шумок торговать «просрочкой» и «санкционкой»». Потому что Жулики. Ведь именно так о нас думает Президент-Правительство-Народ! На замечания «кроме случаев прямой угрозы жизни и здоровью граждан» ведь никто не обратит внимания. Пандемия только началась, до пика ещё две-три недели, а рестораторы уже просят их не проверять… Хорошо же мы будем выглядеть в глазах общества.

О содержании и форме самой петиции говорить особо не хотелось. Ну да, ошибки, ну коряво построенные фразы (нельзя, понимаете, нельзя доносить что-то до сведения. Доносить можно конкретно что-то, а до сведения доводят). В конце концов, написано быстро, эмоционально и тут не до мелочей.

Но фотография, сопровождающая петицию… Это же какой-то… позор! Нет, я знаю почти всех на этой фотографии, знаю как высоких профессионалов в нашей отрасли. Как болеющих за общее ресторанное дело. Но посмотрите, как это выглядит со стороны. Плач «Ярославны» подкреплён фотографией, с которой на читателя смотрят двадцать довольных, смеющихся лиц с бокалами, которые совершенно не походят на людей, находящихся на грани банкротства. У обывателя, если и возникнет какое-то желание при прочтении петиции, то только одно – распечатать на принтере и использовать эту петицию вместо туалетной бумаги, за которой он безуспешно простоял в «Ленте».

Мелочь, скажете вы?

Ресторанный бизнес – бизнес мелочей.

С нашим социальным статусом нельзя не обращать внимание на такие мелочи.

Это я вам как жулик со стажем говорю».