В Петербурге идет передел рынка вывоза и утилизации отходов. Внимание общественности приковано к бытовому мусору. Однако есть и другой вид мусора, который гораздо сильнее загрязняет природу вокруг дач петербуржцев в Ленобласти, – строительный.
Если бытовой мусор вывозят уполномоченные компании, которые можно контролировать и отслеживать их движения с помощью GPS-датчиков, то строительный мусор, с одной стороны, самый большой источник грязи, а с другой — самый неподконтрольный властям.
Официальных данных о том, сколько строительного мусора образуется в Петербурге, нет. По крайней мере, ни одно из ведомств, в которые обратилась наша редакция, такие сведения не предоставило. В 2018 году участники рынка называли цифру в 3,2 млн тонн ежегодно в городе и области.
Заместитель председателя комитета по природопользованию Петербурга Александр Кучаев, выступая в Заксобрании, рассказал, что до половины всего строительного мусора вывозится и утилизируется нелегально. То есть образуются свалки.
Законодательное регулирование
Обращение с отходами регламентировано федеральным законом 89-ФЗ и нормативными актами федерального правительства.
«В настоящее время действующее законодательство Российской Федерации в области— рассказали «Мойке78» в комитете по природопользованию.
обращения с отходами не содержит понятий «строительный мусор» и «строительные отходы»»,
Вместе с тем существует Федеральный классификационный каталог отходов, по которому отходы сортируют в зависимсти от их класса опасности — от самых опасных I класса до практически безвредных V класса.
«Отходы строительства и ремонта в соответствии с ФККО могут быть III-V и неустановленного классов опасности»,— пояснили в комитете по природопользованию.
По российским законам, контролировать обращение со строительным мусором в разной мере уполномочены Управление Росприроднадзора по СЗФО и петербургский Госстройнадзор.
«Объектом проверки в рамках осуществления Службой регионального государственного строительного надзора является исключительно объект капитального строительства, проектная документация которого подлежит экспертизе», — рассказали нашему изданию в Гостройнадзоре.
V класс опасности
Для обращения с отходами I-IV класса опасности юридические лица обязаны получать лицензию в Росприроднадзоре. Кроме того, с 1 января 2018 года вся техника для перевозки отходов должна быть оборудована системами мониторинга ГЛОНАСС, уточнили в комитете по природопользованию.
«В случае внесения изменений в федеральное законодательство в сфере обращения с— уточнили в комитете по природопользованию.
отходами в части обязательного оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS автомобильных и железнодорожных транспортных средств, используемых для транспортирования отходов строительства и ремонта, возможно создание системы мониторинга обращения с отходами строительства и ремонта»,
При этом для перевозки отходов V класса опасности лицензия не требуется, заниматься такой деятельностью могут частные лица без каких-либо ограничений.
На заседании комиссии по экологической защиты Заксобрания в начале марта представитель комитета по природопользованию рассказал, что застройщики могут подделывать справки о классе опасности отходов. Таким образом, мусор попадает в частные руки, а потом на нелегальные свалки.
Производители строительного мусора
«Мойка78» направила официальные запросы крупнейшим строительным компаниям Петербурга. Большинство из них вопросы редакции проигнорировало либо отказалась от комментариев. Согласились побеседовать только две компании.
Представитель ЛСР сообщил, что на стройплощадках «организуется селективный сбор строительных отходов», которые потом вывозят лицензированные перевозчики. Подрядчиков выбирают на основе тендерной процедуры, сообщили в ЛСР.
«Вопросы об объемах строительного мусора и противодействие его незаконной транспортировке и утилизации следует задавать компетентным органам»,— уточнил представитель компании.
В свою очередь представитель финской компании ЮИТ рассказал, что им не поступали предложения вывезти строительный мусор под видом менее опасных отходов силами частных лиц.
«Транспортирование и передача отходов производства и потребления получателям осуществляется по договорам с организациями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности»,— рассказали в ЮИТ.
При этом в компании отметили, что количество мусора на отдельной стройплощадке отражены в документах на строительство, конкретно — в «Перечне мероприятий по охране окружающей среды».
(Этот документ, судя по всему, предоставляется в контролирующие органы, в частности, в Госстройнадзор.)
Решение
Прекратить образование свалок строительного мусора можно, считают в комитете по природопользованию. Для этого чиновники предлагают ввести обязательное лицензирования для обращения с отходами V класса опасности. Таким образом планируется отсечь от рынка недобросовестных частных лиц.
«Одной из эффективных и действенных мер по декриминализации сферы обращения с отходами в части широкого распространения практики незаконного размещения отходов и криминализации данной сферы, которым способствует недостаточный уровень санкций в отношении физических лиц, нелегально транспортирующих отходы с использованием личных большегрузных автотранспортных средств, может являться введение лицензирования деятельности по транспортированию отходов V класса опасности и введение в отношении такой деятельности всего комплекса мер, применяемых в процессе получения лицензии»,— рассказали в комитете.
Введение лицензии на обращения с отходами V класса опасности требует поправок в федеральное законодательство. Проект таких поправок комитет подготовил еще в 2018 году, финализированный вариант документа был передан для юридической экспертизы в Заксобрание в начале марта.
Свое заключение парламент должен озвучить к апрелю. Если все формальности соблюдены, законопроект оформят от имени губернатора, внесут на рассмотрение городских депутатов, которые могут внести уже в Госдуму.
Отметим, что проблема строительных отходов — проблема не только Петербурга, но и Ленобласти. Для понимания — в городе образуется порядка 2 млн тонн бытового мусора в год, и 90% вывозится в соседний регион.
При этом на вопрос, какие еще меры нужны, предложили обращаться в петербургский комитет. Кроме того, в областном комитете заявили, что не располагают информацией о незаконных свалках строительного мусора на территории региона и не имеют сведений о том, сколько таких отходов привозят в регион.
Московский опыт
Власти Москвы с 2020 года запустили цифровую систему мониторинга за операторами строительного мусора. Сделано это было одним распоряжением городского правительства без правок федерального законодательства, о которых говорит петербургский комитет по природопользованию.
Таким образом власти смогут контролировать и путь следования, и точное количество мусора на всем протяжении маршрута.
Вместе с тем, «Мойка78» не обнаружила информации о том, как мэрия Москвы борется с частными перевозчиками, которые вывозят строительный мусор под видом отходов V класса опасности.