Верховный суд России выпустил обзор практики применения законодательства, используемого в борьбе против коронавируса. «Мойка78» изучила документ и разобралась, как, за что и на какие сумму правильно штрафовать петербуржцев.
В обзоре Верховного суда (ВС) рассматривается применение двух статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) – 6.3 и 20.6.
За что будут штрафовать
ВС указывает, что постановлением правительства РФ от 2 апреля 2020 года введены обязательные для населения правила поведения. Эти правила обязывают граждан подчиняться должностным лицам и не совершать действия, вызывающие угрозу распространения вируса. Кроме того, власти субъектов РФ, в том числе Санкт-Петербурга, могут устанавливать дополнительно внутренние правила поведения, говорится в обзоре ВС.
Для примера ВС рассматривает положения указа мэра Москвы «О введении режима повышенной готовности» (аналогичный документ принят в Петербурге и оформлен как постановление правительства города).
В обзоре ВС указано, что применять часть 1 статьи 20.6 КоАП следует, в частности, при нарушении запрета на посещение территорий общегородского значения (парков, детских площадок), при нарушении запрета на работу кафе, баров и иных подобных заведений.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП следует применять в случаях нарушения постановления главного санитарного врача в той его части, которой установлено обязательство изолироваться на две недели после контактов с зараженными коронавирусом или прибытия из-за границы.
Кто и где будет штрафовать по статье 20.6 КоАП
Составлять протоколы о нарушении положений статьи 20.6 КоАП могут должностные лица, список которых составляют правительство страны и главы субъектов РФ. В Петербурге протоколы уполномочен составлять комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности.
Рассматривать дела о правонарушениях по этой статье должны районные суды по месту совершения нарушения. Срок давности для правонарушений по статье 20.6 КоАП.
Санкция по части 1 статьи 20.6 КоАП предусматривает штрафы:
- Для граждан: 1-30 тыс. рублей
- Для должностных лиц: 10-50 тыс. рублей
- Для юридических лиц: 100-300 тыс. рублей
- Для предпринимателей без юридического лица: 30-50 тыс. рублей
Вместе с тем, ВС указывает, что часть 1 статьи 20.6 КоАП предусматривает вынесения, вместо штрафа, предупреждения.
«Наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения»,— говорится в обзоре ВС.
Кто и где будет штрафовать по статье 6.3 КоАП
Составлять протоколы о нарушении положений части 2 статьи 6.3 КоАП уполномочены сотрудники полиции и должностные лица органов власти, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор).
Рассматривать дела о правонарушениях по этой статье также должны районные суды по месту совершения нарушения, говорится в обзоре ВС. При этом суд может рассматривать такие дела с использованием видеоконференц-связи. Срок давности для правонарушений по части статьи 6.3 КоАП составляет один год.
Санкция по части 2 статьи 6.3 КоАП предусматривает штрафы:
- Для граждан: 15-40 тыс. рублей
- Для должностных лиц: 50-150 тыс. рублей
- Для юридических лиц: 200-500 тыс. рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 дней
- Для предпринимателей без юридического лица: 50-150 тыс. рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 дней
Обжалование
Обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, указывает ВС, можно в течение десяти дней.
«В том случае, если окончание срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента Российской Федерации … последний день такого срока не переносится на следующий рабочий день, а постановление вступает в законную силу на следующий день, по истечении названного срока»,— разъяснил ВС.
Вместе с тем, в обзоре ВС говорится, что КоАП допускает восстановление срока для подачи жалобы по ходатайству лица, его подающего. Такое ходатайство должно содержать уважительную причину, чтобы его удовлетворили.
«Уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в медицинском учреждении, применение к лицу изоляционных мер различного характера»,— резюмировал ВС.