Это произошло примерно 9,5 — 10 тысяч лет назад.

Чтобы выяснить это, палеогенетики сравнили ДНК современных гренландских собак, древней сибирской лайки и волка времен ледникового периода, передает ТАСС Наука, ссылаясь на результаты исследований, опубликованные в журнале Science.

Так, по словам ученых, именно в Сибири около 9,5 тысяч лет назад появились первые носители генов, которые отвечают за приспосабливание животных к суровым условиям Арктики.

Всеядность предков собак, считают исследователи, объясняется тем, что люди приручили этих животных еще в каменном веке. Однако данных о том, когда именно это произошло, пока нет. Возможно, 10-18 тысяч лет назад или 36 тысяч лет назад.

Среди регионов, претендующих на роль прародины собак, Европа, Алтай, Непал и Ближний Восток. Однако генетики, ссылаясь на находки на острове Жохова, склоняются в сторону «сибирского» происхождения животных. На это могут указывать и геномы древнейших американских собак, которые оказались похожими, например, на сибирских лаек.

Вдобавок к этому появились новые подтверждения этой теории. Исследователи сравнили геномы современных гренландских собак и ДНК собак с острова Жохова и древнего волка.

Останки животного были найдены десять лет назад на полуострове Таймыр. Полученные сведения исследователи сравнили с результатами различных генетических «переписей» современных собак и волков. Они основаны на данных представителей более сотни пород или подвидов семейства псовых.

В результате генетического анализа выяснилось, что у трех главных пород ездовых собак (сибирских лаек, аляскинских маламутов и гренландских собак) был один предок, который жил в Сибири около 9,5 — 10 тысяч лет назад. Примерно в это же время исчезли последние ледники, покрывавшие большую часть Евразии и Северной Америки, в результате чего собаки и их хозяева распространились по всей Арктике.

Еще один фактор, подтверждающий их появление и распространение — первые сани, при помощи которых можно было преодолевать большие расстояния. На острове Жохова были найдены также деревянные конструкции, по устройству напоминающие средство передвижения.

Ученые также отметили, что со временем разные породы ездовых собак приобрели полезные для выживания в Арктике мутации. После разделения их предков они почти не контактировали с представителями других пород и не вступали в контакты с местными волками. А это с эволюционной точки зрения делает их еще более уникальными.