В Санкт-Петербурге только один объект всемирного наследия – это сам Санкт-Петербург: всего 36 компонентов и 86 элементов исторического центра города. Общая площадь охраняемой территории — 23 тысячи гектаров.
«Мойка78» посчитала сколько раз те, кого принято называть элитой, «подставляли» исторические здания под удар лома и перфоратора.
Город высокого исторического бескультурья
Сегодня градозащитные споры разбирает даже Следственный комитет: намедни председатель СК РФ Александр Бастрыкин поручил дать «жесткую оценку проведенных работ и доложить о принятом процессуальном решении». Причиной конфликта стал фасад дома №2/7 по улице Чайковского, построенного в ХVIII веке. В ХХI веке в здании вместо окна прорубили дверь.
Здание до сих пор входит в перечень объектов исторического наследия регионального значения, однако комитет по охране памятников нарушений в «реформатстве» не усмотрел.
«Поскольку аттестованные Минкультуры России специалисты в области сохранения объектов культурного наследия не усмотрели в проекте нарушений предмета охраны объекта, оснований для отказа его согласования у КГИОП не имелось», — значится в ответе ведомства, данному на депутатский запрос.
Собственник квартиры, в котором окно стало дверью — архитектор Евгений Герасимов. Он — член градостроительного совета Петербурга, заслуженный архитектор России, обладатель гран-при конкурса «Архитектон» Союза Архитекторов Санкт-Петербурга 2004 и 2006 годов, многократный дипломант международного смотра-конкурса «Зодчество». По мнению «Мойки78» обладатель медали Российского союза архитекторов «За высокое зодческое мастерство» и золотой медали международной ассоциации союзов архитекторов должен бережнее относиться к историческим объектам города находящимся под защитой ЮНЕСКО.
Но нет.
«Герасимов архитектор. И он – по логике – должен стоять на страже города и его исторического облика. А что получается? Ответить на свой вопрос я не смогу только нецензурно. Цензурно могу сказать только одно — пакостничество и издевательство», — негодует Антонина Елисеева, координатор общественного движения «Живой Город»
Узнать мнение об исторической значимости перестройки «Мойке78» не удалось. Архитектор Герасимов на телефонные звонки не отвечает. В его архитектурной мастерской ответили по телефону, мастер крайне занят и не комментирует ситуацию.
Дом сей, к слову, имеет уже опыт перестроек под современное использование именитыми собственниками с уникальным архитектурным вкусом. Например летом прошлого года, по сообщению ряда СМИ, восстановленные арочные двери модернизировали автоматическими доводчиками. А позже и вовсе металлическими ставнями, которые отделили двор. В полученном укромном закутке, рассказывали тогда соседи, свой BMW парковал Сергей Шнуров. Но тогда арки удалось защитить — комитет по охране памятников потребовал вернуть историко-архитектурную справедливость.
Объекты с сомнительной исторической ценностью
Градозащитники утверждают, Петербург меняется под натиском реформаторов. Тренд задают горожане, которых принято относить к элитарному сословию современной Северной столицы.
«Ну что может сказать человек разглядывая мансарду Боярского? В лучшем случае – что у семьи Боярских нет вкуса и что ему наплевать на историю города. В худшем, что такое архитектурное убожество можно и даже нужно повторять. И что самое страшное – повторяют: надстраивают мансарды, устанавливают стеклопакеты, прорубают дополнительные двери и окна, сбивают лепнину, на фасады исторических зданий навинчивают кондиционеры и вывески. Мне кажется, что надо не со звезд таких брать примеры, а им демонстрировать, что их поведение неприлично и аморально», – рассуждает Анна Капитонова, член президиума отделения ВООПИК.
Напомним, Михаил Боярский запомнится петербуржцам не только своей любовью к «Зениту» и ролью мушкетера, но и мансардой.
«Это — уродливый нарост на историческом здании», — сокрушается Анна Капитонова.
Строение имени Михаила Боярского находится на пересечении Невского проспекта и Караванной улицы. Дом 64 по Невскому проспекту считается выявленным объектом культурного наследия. Все работы были согласованы Комитетом по государственному использованию и охране памятников.
«Я не хочу говорить ни о мансарде, ни о градозащитниках. Могу говорить лишь об искусстве и о театре», — ответил Михаил Боярский «Мойке78» об архитектурной ценности построенного объекта.
Николай Фоменко – актер и шоумен – тоже вписан в архитектурную историю Петербурга. Его мать была среди защитников памятника архитектуры, построенном в 1779. Она вместе с соседями защищала крышу дома №3 по Невскому проспекту от надстройки в 700 метров. Соседи дошли до Госдумы и президента страны. Но проиграли и не смогли остановить так называемую «реконструкцию чердака», в результате которой была построена мансарда в которой сейчас гостевой дом.
Вспоминают горожане и нынешнюю супругу Николая Фоменко. Она, рассказывают градозащитники, вписала свое имя в историю города, построив мансарду на доме №224-24 по Невскому проспекту – это бывшие общинные дома церкви Святых Петра и Павла. Меры по узакониванию мансардных строений предприняла Валентина Матвиенко. Она включила адрес Невский пр., 22-24, литера А, помещение 41Н включен в список из 128 мансард которые районные администрации должны были принять в эксплуатацию.
А вот от реформаторства Шабтая Колмановича городу удалось спастись. Соседи несколько лет пытались остановить реконструкцию мансарды в знаменитом Толстовском доме на улице Рубинштейна, но противостоять вкусу генерального менеджера женской сборной России по баскетболу и владельца женского баскетбольного клуба «Спартак», а также организатора российских гастролей звёзд мировой эстрады не могли. (Его часть мансарды красного цвета) После гибели Шабтай Колмановича Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга отказал вдове признать за ней преимущественное право на заключение договора аренды нежилого помещения. И мансарду площадью более 60 квадратных метров разобрали.
В Северной столице, так уж сложилось, «звезды» часто перестраивают памятники архитектуры под личные нужны. Градозащники переживают, что такой пример пагубно отразится на внешнем облике всего города.
«У нас ведь принято ориентироваться на поведение знаменитостей и так называемых звезд» — рассказывает Антонина Елисеева, координатор общественного движения «Живой Город»
Кажется на реформаторство «звезд» ориентировался и нынешний владелец помещений в доходном доме Лишке. Он, утверждают градозащитники, достраивает дом №60 на Английском проспекте, не имея на то соответствующих разрешений. Он уже выкрасил дореволюционный флигель в Люблинском переулке в розовый цвет, а часть стен в синий цвет. Фасады теперь украшены декором в виде оленьих голов.
Последние тридцать лет, с момента признания Санкт-Петербурга объектом всемирного наследия, ЮНЕСКО высказывает городским властям претензии к уровню сохранения культурно-архитектурного ландшафта.
А городские власти все чаще заявляют, что от защиты ЮНЕСКО пора отказываться.
«Исполнение требований международной структуры не представляется возможным», — ответил губернатор Петербурга Александр Беглов в письме депутату городского ЗакСобрания.