«Мойка78» пообщалась с учредителем и директором автономной некоммерческой организации помощи детям с тяжелыми заболеваниями «ЛенЗдравКлоун» Дарьей Зариной и выяснила, как изменилась работа проекта из-за пандемии коронавируса и что в этот период является самым важным для юных пациентов петербургских медицинских учреждений.
Для справки:
ЛенЗдравКлоун — это команда профессиональных клоунов, которая дарит хорошее настроение юным пациентам детских больниц и учреждений Петербурга. Проект существует с 2009 года и осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Больничная клоунада — это не выступления артистов-аниматоров в больницах, а живое общение, импровизация, путешествие в мир игры и детства,— так больничные клоуны описывают свой труд, который, бесспорно, очень важен как для детей, проходящих длительное лечение, так и для их родителей.
Дарья, как коронавирус изменил работу «ЛенЗдравКлоуна»?
В самом начале пандемии мы перевели нашу деятельность в «онлайн» — в режим трансляций. Все лето, когда с ограничениями было совсем сложно, мы работали только таким образом. А в августе мы реализовали несколько акций на веревках — то есть появлялись в окнах больниц, свесившись с крыш на альпинистском снаряжении.
Как, на Ваш взгляд, дети восприняли антикоронавирусные ограничения?
Полегче, чем взрослые. Да, отсутствие возможности куда-то выйти — это тяжело. К ним ходит меньше волонтеров, активность в больницах стала ниже, уменьшилось количество развлечений, к тому же родители очень напряжены. На детей это, конечно, влияет. Нельзя сказать, что они ничего не замечают. Но взрослые все же реагируют сильнее.
А как они отнеслись к переходу с живого общения на трансляции?
Суть нашей деятельности в том, что мы берем на сопровождение больницы, в каждую из которых раз в неделю приходит одна и та же пара клоунов. Кто-то кстати на протяжении нескольких лет посещает одно и то же медучреждение. Вот эти налаженные связи нам не хотелось прерывать, и мы, даже когда перешли на режим трансляций, эту историю решили продолжить. Были моменты, когда дети пытались понять, те же ли это люди, которые их посещали или нет. Ведь совместные активные игры — это одно, а общение через экран — совсем другое. В итоге приноровились и клоуны, и ребята. Буквально через месяц формат всем стал понятен.
Приходилось ли во время общения с детьми поднимать тему коронавируса и ограничений? Или, наоборот, таких разговоров вы избегали?
Так как это общение, то в какой-то момент эта тема, конечно, поднимается. Мы, например, обсуждаем, почему не приходим. В шуточной, разумеется, форме.
Сейчас много разговоров о второй волне. Как готовится к ней «ЛенЗдравКлоун»? Будете ли еще что-то менять или как-то перестраиваться?
Некоторые больницы, которые мы сопровождаем, закрылись не в марте, ввиду коронавируса, а еще в конце января — начале февраля — на карантин по гриппу — и не открылись до сих пор. Какие-то детские учреждения приоткрывались на сентябрь. Например, мы могли ходить в психоневрологические интернаты или негосударственные клиники. Но сейчас все снова стало закрываться, и даже те послабления, которые наметились в августе, потихонечку отменяются. Однако нам не нужно ничего дополнительно придумывать, потому что мы уже в первую волну перестроились на трансляции и просто будем продолжать работать: брать в вещание новых детей и новые больницы. К тому же мы можем привлекать новых людей — у нас выпустилась школа клоунов, соответственно, появились 10 новых сотрудников. А пока тепло, реализуем еще несколько акций в окнах, потому что «вау-фактор», с которым это прошло в прошлый раз, вдохновляет делать еще.
Что в период пандемии для детей, особенно тех, что находятся в медицинских учреждениях, важнее всего?
Не впадать в панику или тоску. Потому что нынешняя ситуация давит на всех. А на людей, которые проходят длительное лечение — особенно. Это тяжело, это огромный стрессовый фактор. А мы как раз работаем над тем, чтобы снять хотя бы часть этого стресса и облегчить прохождение лечения. Важно, чтобы в первую очередь взрослые удержали спокойствие и присутствие духа. Если продержатся они, смогут и дети.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.