Драк из-за парковочных мест в Петербурге станет меньше, жильцы смогут легализовать территории, захваченные под парковки. Законодательное собрание приняло в первом чтении поправки, позволяющие собственникам жилья в упрощенном порядке, без торгов и по льготным ставкам арендовать землю возле дома для организации парковок.
Поправки в городской закон «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов» предложили самые плодовитые единороссы Денис Четырбок и Алексей Цивилев.
Депутаты предлагают собственникам жилья, предварительно зарегистрировавшимся в качестве юридического лица — ТСЖ, ЖСК, подавать заявку на аренду земли в комитет имущественных отношений.
Группа жильцов должна провести собрание, определить участок, прописать суммы, которые потребуются на подготовку территории под парковку и установку ограждений. Дальше КИО примет решение о предоставлении земли под льготную аренду,— объясняет в беседе с Мойкой78 депутат ЗакСа Алексей Цивилев.
Въезд на арендованную территорию жители смогут оградить шлагбаумом на законных основаниях. Но жильцам придется заплатить не только за аренду участка, но и за организацию пространства: асфальт, разметку, установку бордюров. А еще надо будет содержать консьержа, который будет пропускать машины экстренных служб.
Кроме того, закон поможет избежать ситуаций, когда сторонние организации арендуют внутриквартальные территории, превращая их в платную парковку. Именно такая история произошла с жителями дома 28 на пр. Маршала Жукова. Расположенный южнее этого дома участок площадью 2,2 тыс. м2 Смольный в конце 2019-го отдал в аренду гаражно-стояночному кооперативу автовладельцев «Автодом» — он огородил территорию, поставил шлагбаум и будку. Разгорелся нешуточный скандал, который и стал отправной точкой для депутатской инициативы.
Есть сотни жилых комплексов, где собственники бьются за территории. Например, люди ставят забор, чтобы огородить детскую площадку, но его сносят и еще вешают на дом штраф в несколько миллионов рублей. Люди имеют право на прилегающие землю, и теперь мы юридически эти права им предоставим,— говорит парламентарий.
Особенно остро проблема с парковкой стоит в новостройках: чем крупнее возведенный жилой комплекс, тем сложнее найти, куда пристроить машину на ночь. В семье может быть несколько автомобилей, а покупка дополнительного места в подземном паркинге не всем по карману, но чаще всего стоянка не отвечает запросам всего дома по количеству машино-мест. В частности, из-за того что «Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга» не позволяют девелоперам создать парковочные места в таком количестве, чтобы удовлетворить растущие потребности жителей Петербурга, который уже давно обошел Москву по количеству машин на тысячу человек населения, разборки жителей за парковочные места с применением холодного и огнестрельного оружия уже стали типичной историей криминальных хроник Петербурга. Иногда территориальные споры заканчиваются повреждением имущества, а бывает, что и черепно-мозговыми травмами.
Часть депутатов ЗакСа при рассмотрении законопроекта отметили, что он «сырой». Предложенное решение проблемы хуже самой проблемы. В первую очередь от инициативы пострадает и без того скудный городской земельный фонд, разразился критикой коммунист Александр Рассудов.
Земельный фонд уже достаточно исчерпан, и каждый клочок земли, с моей точки зрения, разумнее использовать под детские площадки, под озеленение, нежели асфальтировать и заставлять автомобилями. В современном комфортном городе автомобиль должен жить либо над землей, либо под землей, а не занимать территории, которые могут быть использованы более разумно,— сказал Мойке78 Рассудов.
Предложение парламентариев породит и соседские войны: дом на дом — квартира на квартиру. В проекте закона не предусмотрено, кому отдавать приоритет, если земля расположена между двумя домами.
Если учитывать, что предоставление земли проходит по льготной ставке, то это не совсем честно. Если будет аукцион и торги — кто больше заплатит за место, то это хоть какой-то объективный критерий. Кроме того, я сомневаюсь, что мест хватит для жильцов одного дома, и вот здесь война начнется уже по вертикали — между этажами. Очень много нюансов, которые никак не учтены,— рассуждает Рассудов.
На что Цивилев ответил: «Людям нужно учиться договариваться и распределять места между собой».
Пока парламентарии спорят, можно пожаловаться на «захватчиков» общей парковочной территории в отдел по вопросам законности, правопорядка и безопасности при районной администрации.