Правительство Петербурга не сможет полностью контролировать нового метростроителя — АО «Метрострой Северной столицы» (МССС) — значит, и развитие подземного транспорта не будет соответствовать запросам крупнейшего мегаполиса Северной Европы. По крайней мере именно так обстояли дела у города во времена прежнего подрядчика — АО «Метрострой».
В учрежденном в октябре 2020 года АО «Метрострой Северной столицы» городу принадлежит 65% акций, а остальные 35% акций — у «ВТБ Девелопмент». В распоряжении петербургских СМИ оказалась копия нового устава АО «МССС», согласно которому такой пакет оставляет за структурой ВТБ право избрать трех из девяти членов совета директоров.
В пресс-службе ВТБ не стали подтверждать либо отрицать данный факт и добавили, что «не могут подтвердить оригинальность незаконно полученного документа».
Следует отметить, что решения по проекту принимаются акционерами совместно и соответствуют социально-экономическим потребностям компании в частности и региона в целом,— сообщили в пресс-службе ВТБ.
Появление нового подрядчика — результат затянувшегося на два губернаторских срока противостояния Смольного и компании «Метрострой», контроль над которой в ходе приватизации получила семья Александровых: отца Вадима и сына его Николая. Их споры с чиновниками Смольного начались при Полтавченко, а усилились при Беглове.
В конце января 2019 года Смольный разорвал контракты с «Метростроем», по официальной версии, из-за большого числа недоделок. Кроме того, комитет по строительству подал иски к «Метрострою» о взыскании 1,4 млрд рублей непогашенных авансов по достройке стадиона на Крестовском острове.
В начале декабря 2019 года младшего Александрова и вовсе заключили под домашний арест, подозревая в присвоении и растрате средств. Однако 8 декабря 2020 года срок содержания истек и продлевать его не стали. Он был отпущен под подписку о невыезде.
Компания, в свою очередь, винит правительство Петербурга в задержке платежей по некоторым объектам. Из-за этого она не могла укомплектовать штат, что сказывалось на сроках строительства: рабочим нечем было платить. Кроме того, Смольный упрекнули в том, что по уже готовым объектам чиновники долго согласовывают документацию и приемку и, соответственно, конечную выплату средств по госзаказу.
В результате этого конфликта в городе перестали строить новые станции метрополитена, а те, что строились, похоже, начали консервировать. Например, станции все никак не достроят на Красносельско-Калининской линии, которая должна протянуться по одному из крупнейших районов Петербурга — Красносельскому, где проживает 318 тысяч человек. Также почти приостановлено строительство Лахтинско-Правобережной ветки.
Предполагается, что их доделывать будет новый подрядчик, но, вероятно, только в том случае, если у Смольного будет контроль над ним. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, возглавляемый на момент обострения разногласий Андреем Семчанковым, и комитет по строительству, тогда во главе с Леонидом Кулаковым, не раз обвиняли метростроевцев в срыве сроков и некачественном выполнении работ.
К примеру, Фрунзенский радиус — это станции метро «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары», подрядчик должен был сдать его к 20 декабря 2018 года. Но объекты оказались готовы к концу января 2019 года только примерно на 80%. Причем с недоделками.
Вероятно, правительству Петербурга сотрудничать с ВТБ будет легче. Однако есть подозрения, что, пока у Смольного нет уверенности, что судьба метрополитена полностью в его руках, дело с мертвой точки не сдвинется.