Крупнейший российский поставщик телекоммуникационных услуг — ПАО «Ростелеком», возглавляемое Михаилом Осеевским, — подключает услугу телетрансляции петербуржцам без их письменного согласия и индивидуального договора. Плату за телевещание в размере 220 рублей в месяц смольнинское ГУП «ВЦКП» послушно включает в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг тех петербуржцев, которых укажет «Ростелеком».
Неладное заподозрила бдительная беспартийная петербурженка Анна Букина. Не откладывая в долгий ящик, она обратилась в петербургское управление Роспотребнадзора (руководитель Наталия Башкетова. — Ред.) с заявлением о нарушении ее потребительских прав. Повидавшие на своем веку всяких непотребств, сотрудники Роспотребнадзора, ознакомившись с делом, по словам адвоката заявительницы Букиной, не ожидали такого «вопиющего безобразия».
Телекоммуникационный гигант, опираясь на закон «О связи» и «Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания», заключает с петербуржцами публичный договор. А он не предусматривает обязательной письменной формы и составления актов оказания услуг. Публичный договор заключается на неопределенный срок, а дата первого платежа за услуги считается датой заключения договора. То есть как только гражданин оплатил жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) по квитанции, то сразу же как бы согласился на услуги «Ростелекома», возможно, сам того не желая и не осознавая.
Как только деньги поступили на их счет, дальше вступает в силу норма гражданского кодекса — своей оплатой вы подтвердили, что договор заключен. Это, безусловно, хитрая схема, и она была оспорена в суде,— пояснил в беседе с Мойкой78 адвокат Сергей Попов, представляющий в суде интересы Анны Букиной.
Можно оплатить только часть жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), перечисленных в квитанции, но деньги при этом будут распределены между всеми поставщиками, средства получат даже те, чьи услуги потребитель не хочет оплачивать. Квитанции за ЖКУ формирует ГУП «ВЦКП» на основе информации, полученной от поставщиков услуг: ресурсоснабжающих организаций (РСО), «Ростелекома» и прочих.
В связи с этим у защитников прав потребителей возникли вопросы и к ГУП «ВЦКП». В Роспотребнадзоре не поняли: как так получилось, что плата за услугу «Телевещание» массово включалась в квитанции ЖКУ. Оказалось, что ГУП исходит из добросовестности ПАО «Ростелеком» при заключении договоров с потребителями. Поэтому в ВЦКП поступает только перечень адресов и лицевых счетов граждан, в квитанции которых необходимо включить плату за телетрансляцию.
Опираясь на закон «О защите прав потребителей», Роспотребнадзор вынес «Ростелекому» предписание заключить письменные договоры с потребителями. В надзорном ведомстве рассудили, что акцептом (принятием услуги и согласием на ее оплату. — Ред.) при заключении договора на оказание услуг связи (телевещания) с физическим лицом, может быть только подпись потребителя в договоре с ним.
«Ростелеком» с такой логикой не согласился и обратился в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с заявлением о признании незаконным предписания Роспотребнадзора. Судья объективно оценила обстоятельства дела и решила отказать «Ростелекому». А он не готов отступать: уже подал апелляционную жалобу. Возможно, следующая судебная инстанция отменит решение первой, тогда «Ростелеком» начнет копать золотое дно телевещания.
История петербурженки Букиной с «Ростелекомом» — не единичный случай. В картотеке Арбитражного суда множество дел, в которых различные территориальные управления Роспотребнадзора судятся с телекоммуникационным гигантом в связи с нарушением прав потребителей.
Что делать, если вам подключили платную услугу без вашего ведома:
- Попытаться отключить услугу в личном кабинете.
- Позвонить на «горячую линию» оператора с просьбой отключить услугу.
- Описать ситуацию в соцсетях.
- Обратиться в прокуратуру и в Роскомнадзор с просьбой принять меры к нарушителю.