На песенном конкурсе «Евровидение-2020» Россию представлять будет исполнительница Манижа с песней Russian woman. Не все пользователи соцсетей оценили такой выбор: нашлись те, кто обвинил певицу таджикского происхождения в русофобии. В беседе с Мойкой78 доцент кафедры сравнительных политических исследований СЗИУ РАНХиГС, кандидат политических наук Наталья Жидкова порассуждала о том, насколько такая композиция актуальна для слушателей и почему в России нашлись те, кого оскорбил такой выбор.
В России есть установившаяся аудитория, которая внимательно следит за этим мероприятием, регулярно смотрит и болеет. Одно время, как вы помните, мы пытались привезти на Евровидение «Бурановских бабушек» — тогда Россию представлял уникальный, фольклорный продукт, который не был похож ни на один европейский тренд. Это было уникальное явление.
Наши участники представляли культурные продукты, которые соответствовали коммерчески успешным продуктам российского рынка. То, что сегодня происходит с «Евровидением», — довольно экзотичное явление для России. Вот это выступление, которое представляет Манижа, — оно скорее соответствует, скажем так, системам ценностей европейского сообщества. Она поет о социальном неравенстве, о гендерной проблематике, о национальном вопросе. Все эти темы, безусловно, актуальны для европейского сообщества. Для России эти темы, безусловно, тоже актуальны, но не являются основными в общественном дискурсе. Скорее, я бы даже сказала, в официальном дискурсе эти темы занимают второстепенное, теневое положение.
Реакция соцсетей (на певицу таджикского происхождения. — Прим. ред.) показывает общий тренд, который существует в российском обществе. Мы говорим о том, что у нас есть разные национальные группы, и среди них выстраивается определенная иерархия. Кому-то можно представлять Россию, кому-то нет. То, что мы сейчас видим, — это проявление неравенства по национальному признаку. И это не очень хороший знак, потому что Россия — огромная многонациональная страна.