Петербургский рынок велосипедного и самокатного проката прошел путь от сервиса с государственным финансированием до неподотчетных властям частников. Возникшие скандалы вынудили участников процесса искать золотую середину с запретами и ограничениями.
О том, как Смольный пытался в Петербурге велопрокат развивать
В 2014 году на улицах Петербурга появились первые велосипедные станции. Они принадлежали прокату «Велогород», который был создан при участии Банка Москвы и властей Северной столицы.
Сперва власти активно поддерживали проект. С каждым годом интерес у петербуржцев рос, однако прибыль «Велогорода» со временем начала падать. Уменьшалось и число станций для двухколесных: с 96 в 2017 году до 20 в 2019-м.
Несмотря на большое число поклонников проката, комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) постепенно сокращал субсидирование проекта. Поэтому в конце позапрошлого года сервис совсем загнулся. Всю зиму велосипеды простояли под снегом, а весной 2020 года станции начали демонтировать.
После краха «Велогорода» КРТИ обещал помочь тем, кто готов заняться прокатом самокатов и велосипедов, и даже намеревался запустить новый сервис Smart Bike. Но тот заработал только летом 2020 года.
Возрождение проката благодаря частникам
Пока «Велогород» умирал, частные предприниматели взяли рынок проката в свои руки. В 2019 году москвичи запустили в Петербурге сервис проката самокатов Whoosh. Аналогичный проект с названием «Молния» 6 апреля 2020 года открыл местный бизнесмен Андрей Синьковский. Так появлялись «частники» — новые игроки рынка.
Простой и удобный прокат понравился петербуржцам. Вскоре город буквально заполонили самокатчики. Призванные очистить дороги от автомобилистов средства индивидуальной мобильности (СИМ) ухудшили ситуацию на тротуаре, самокаты стали часто попадать в ДТП. После аренды горожане бросали их где попало, порой даже пристегивали к историческим ограждениям.
Самокаты стали проблемой
За год число электросамокатов в городе резко увеличилось. Спрос на них, по данным «Авито», вырос в четыре раза — этот показатель достиг большего значения, чем у Москвы.
Вместе с популярностью самокатов появились и аварии. Сперва электросамокаты становились виновниками ДТП и наезжали на пешеходов. Но со временем все чаще попадать под колеса стали сами самокатчики.
- 2019 год — уголовное дело за наезд на пешехода;
- август 2020 года — женщина получила с владельца электросамоката более 155 тысяч рублей за то, что тот наехал на нее на большой скорости;
- 30 марта 2021 года — в Красногвардейском районе города иномарка наехала на ученика шестого класса на самокате;
- 24 апреля 2021 — на Ваське водитель иномарки сбил двух девочек на самокатах;
- 25 апреля 2021 года — внедорожник сбил подростка на электросамокате в зоне действия пешеходного перехода.
Кроме того, Петербург может пойти по китайскому сценарию с тысячами СИМ на улицах городов и со свалками, заваленными металлоломом.
В Китае любовь к прокату велосипедов стала проблемой — их арендовали даже для того, чтобы доехать от дома до соседнего магазинчика. В результате в Поднебесной стали выпускать все больше двухколесного транспорта, в том числе на замену сломанному. Спустя время крупные города оказались завалены металлоломом. На небольших улочках порой не оставалась свободного места на тротуарах.
В последний год петербуржцы тоже начали пользоваться самокатами практически везде и всегда. При этом обычные пешеходы жалуются на то, что из-за СИМ на тротуаре практически не остается места.
Реакция властей
В мае 2020 года, как раз перед запуском Smart Bike, администрация Адмиралтейского района Петербурга вместе с комитетом по контролю за имуществом срезала пять самокатов «Молнии» — якобы потому, что у владельцев сервиса не было договоров аренды городской земли, где припаркованы самокаты.
Внимание к электросамокатам также привлек депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Цивилев. На своей странице «ВКонтакте» парламентарий не раз предлагал отнести новый транспорт к категории мопеда — это позволило бы привлекать к ответственности виновников на самокатах. Однако мопеды должны передвигаться по проезжей части, а водитель должен быть в шлеме, в то время как электросамокаты катаются по тротуару.
Это мешает и пешеходам, и водителям, когда неожиданно на переходе вылетает очередной электросамокат, что зачастую приводит к авариям,— отмечал Цивилев.
По мнению депутата, лица до 16 лет вообще не должны пользоваться самокатами. Исходя из такой позиции, контролировать самокатчиков будет возможно только тогда, когда средства передвижения с электродвигателями приравняют к мопедам или введут ограничения — скорости, например.
«Сильная рука» наводит порядок
Слова парламентария были услышаны Смольным. Комитет по транспорту Петербурга, который, как и выше упомянутый КРТИ, координируется вице-губернатором Максимом Соколовым, ввел правила для пользователей электросамокатов — отныне их скорость не должна превышать 15 км/ч.
Комитет также решил урегулировать правила парковки и запретил оставлять электросамокаты у метро и ближе 15 метров от остановок общественного транспорта, а рабочая группа из компаний по предоставлению самокатов должна определить места для парковки.
К слову, «скоростное» нововведение затрагивает также сервисы аренды электросамокатов. Если компания не сможет установить ограничение, она должна информировать пользователя о необходимости соблюдать скоростной режим, а в случае нарушения блокировать его аккаунт.
«А смысл от самоката тогда?»: реакция петербуржцев
Мойке78 стало интересно, что думают горожане об ограничениях для самокатов. Как оказалось, петербуржцы поддерживают установление порога скорости, но часто задаются вопросами парковки.
Горожане предлагают ввести обособленные велодорожки, чтобы не приходилось ограничивать скорость и чтобы возможно было заменить средствами индивидуальной мобильности общественный транспорт.
Главной темой в комментариях стал вопрос: почему нельзя парковать самокаты у подземки, если часто пользователи арендуют СИМ для того, чтобы добраться как раз до станций метро?