16:55, 17 Янв 2025, Пт

Дата:

Поделиться:

Гибель бюджетного «Велогорода», ДТП и свалки самокатов: как Петербург довели до ограничений проката

Петербургский рынок велосипедного и самокатного проката прошел путь от сервиса с государственным финансированием до неподотчетных властям частников. Возникшие скандалы вынудили участников процесса искать золотую середину с запретами и ограничениями.

 

О том, как Смольный пытался в Петербурге велопрокат развивать

В 2014 году на улицах Петербурга появились первые велосипедные станции. Они принадлежали прокату «Велогород», который был создан при участии Банка Москвы и властей Северной столицы.

 

Для того чтобы арендовать велосипед, достаточно было зарегистрироваться в приложении «Велогорода», подойти к специально оборудованной станции-парковке и нажать «Начать прокат».

 

Сперва власти активно поддерживали проект. С каждым годом интерес у петербуржцев рос, однако прибыль «Велогорода» со временем начала падать. Уменьшалось и число станций для двухколесных: с 96 в 2017 году до 20 в 2019-м.

 

Несмотря на большое число поклонников проката, комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) постепенно сокращал субсидирование проекта. Поэтому в конце позапрошлого года сервис совсем загнулся. Всю зиму велосипеды простояли под снегом, а весной 2020 года станции начали демонтировать.

Гибель бюджетного "Велогорода", ДТП и свалки самокатов: как Петербург довели до ограничений проката
С 2018 года число велосипедов и станций «Велогорода» стремительно уменьшалось. Хоть и был спрос. Фото: Мойка78

После краха «Велогорода» КРТИ обещал помочь тем, кто готов заняться прокатом самокатов и велосипедов, и даже намеревался запустить новый сервис Smart Bike. Но тот заработал только летом 2020 года.

 

Возрождение проката благодаря частникам

Пока «Велогород» умирал, частные предприниматели взяли рынок проката в свои руки. В 2019 году москвичи запустили в Петербурге сервис проката самокатов Whoosh. Аналогичный проект с названием «Молния» 6 апреля 2020 года открыл местный бизнесмен Андрей Синьковский. Так появлялись «частники» — новые игроки рынка.

 

В отличие от «Велогорода» новые сервисы не используют станции. Все электросамокаты оснащены GPS-трекерами, которые подключены к единой системе. Пользователь устанавливает приложение на мобильный телефон и с его помощью ищет ближайшего железного коня. Когда замок на колесе разблокирован, в приложении запускается счетчик. После поездки деньги списываются с банковской карты. В целом это такая же система, как и у каршеринга.

 

Простой и удобный прокат понравился петербуржцам. Вскоре город буквально заполонили самокатчики. Призванные очистить дороги от автомобилистов средства индивидуальной мобильности (СИМ) ухудшили ситуацию на тротуаре, самокаты стали часто попадать в ДТП. После аренды горожане бросали их где попало, порой даже пристегивали к историческим ограждениям.

Гибель бюджетного "Велогорода", ДТП и свалки самокатов: как Петербург довели до ограничений проката
Петербуржцы оставляют самокаты где вздумается, что только ухудшает дорожную ситуацию. Фото: Мойка78 / Кирилл Акимов

 

Самокаты стали проблемой 

За год число электросамокатов в городе резко увеличилось. Спрос на них, по данным «Авито», вырос в четыре раза — этот показатель достиг большего значения, чем у Москвы.

 

Вместе с популярностью самокатов появились и аварии. Сперва электросамокаты становились виновниками ДТП и наезжали на пешеходов. Но со временем все чаще попадать под колеса стали сами самокатчики.

  • 2019 год — уголовное дело за наезд на пешехода;
  • август 2020 года — женщина получила с владельца электросамоката более 155 тысяч рублей за то, что тот наехал на нее на большой скорости;
  • 30 марта 2021 года — в Красногвардейском районе города иномарка наехала на ученика шестого класса на самокате;
  • 24 апреля 2021 — на Ваське водитель иномарки сбил двух девочек на самокатах;
  • 25 апреля 2021 года — внедорожник сбил подростка на электросамокате в зоне действия пешеходного перехода.
Гибель бюджетного "Велогорода", ДТП и свалки самокатов: как Петербург довели до ограничений проката
Движение электросамокатов хотят урегулировать. Фото: Pixabay

Кроме того, Петербург может пойти по китайскому сценарию с тысячами СИМ на улицах городов и со свалками, заваленными металлоломом.

 

В Китае любовь к прокату велосипедов стала проблемой — их арендовали даже для того, чтобы доехать от дома до соседнего магазинчика. В результате в Поднебесной стали выпускать все больше двухколесного транспорта, в том числе на замену сломанному. Спустя время крупные города оказались завалены металлоломом. На небольших улочках порой не оставалась свободного места на тротуарах.

 

В последний год петербуржцы тоже начали пользоваться самокатами практически везде и всегда. При этом обычные пешеходы жалуются на то, что из-за СИМ на тротуаре практически не остается места.

 

Реакция властей

В мае 2020 года, как раз перед запуском Smart Bike, администрация Адмиралтейского района Петербурга вместе с комитетом по контролю за имуществом срезала пять самокатов «Молнии» — якобы потому, что у владельцев сервиса не было договоров аренды городской земли, где припаркованы самокаты.

 

Внимание к электросамокатам также привлек депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Цивилев. На своей странице «ВКонтакте» парламентарий не раз предлагал отнести новый транспорт к категории мопеда — это позволило бы привлекать к ответственности виновников на самокатах. Однако мопеды должны передвигаться по проезжей части, а водитель должен быть в шлеме, в то время как электросамокаты катаются по тротуару.

 

Это мешает и пешеходам, и водителям, когда неожиданно на переходе вылетает очередной электросамокат, что зачастую приводит к авариям,
— отмечал Цивилев.

 

По мнению депутата, лица до 16 лет вообще не должны пользоваться самокатами. Исходя из такой позиции, контролировать самокатчиков будет возможно только тогда, когда средства передвижения с электродвигателями приравняют к мопедам или введут ограничения — скорости, например.

 

«Сильная рука» наводит порядок

Слова парламентария были услышаны Смольным. Комитет по транспорту Петербурга, который, как и выше упомянутый КРТИ, координируется вице-губернатором Максимом Соколовым, ввел правила для пользователей электросамокатов — отныне их скорость не должна превышать 15 км/ч.

 

Комитет также решил урегулировать правила парковки и запретил оставлять электросамокаты у метро и ближе 15 метров от остановок общественного транспорта, а рабочая группа из компаний по предоставлению самокатов должна определить места для парковки.

 

К слову, «скоростное» нововведение затрагивает также сервисы аренды электросамокатов. Если компания не сможет установить ограничение, она должна информировать пользователя о необходимости соблюдать скоростной режим, а в случае нарушения блокировать его аккаунт.

 

«А смысл от самоката тогда?»: реакция петербуржцев

Мойке78 стало интересно, что думают горожане об ограничениях для самокатов. Как оказалось, петербуржцы поддерживают установление порога скорости, но часто задаются вопросами парковки.

Гибель бюджетного "Велогорода", ДТП и свалки самокатов: как Петербург довели до ограничений проката
Некоторые горожане не поддерживают введение ограничений. Фото: скриншот группы «Парнас Сити|Форум|Северная Долина и ЖК Парнаса» «ВКонтакте»
Гибель бюджетного "Велогорода", ДТП и свалки самокатов: как Петербург довели до ограничений проката
Многие комментаторы считают, что ограничения снизят число происшествий с самокатами. Фото: скриншот группы «Парнас Сити|Форум|Северная Долина и ЖК Парнаса» «ВКонтакте»

Горожане предлагают ввести обособленные велодорожки, чтобы не приходилось ограничивать скорость и чтобы возможно было заменить средствами индивидуальной мобильности общественный транспорт.

 

Главной темой в комментариях стал вопрос: почему нельзя парковать самокаты у подземки, если часто пользователи арендуют СИМ для того, чтобы добраться как раз до станций метро?

Гибель бюджетного "Велогорода", ДТП и свалки самокатов: как Петербург довели до ограничений проката
Петербуржцы прокомментировали новость об ограничениях для средств индивидуальной мобильности. Фото: скриншот группы «Парнас Сити|Форум|Северная Долина и ЖК Парнаса» «ВКонтакте»
Подпишитесь на наш официальный Telegram-канал «МОЙКА78 Новости СПб». Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!

Поделиться:

В жилом комплексе «Северная долина» введено в эксплуатацию седьмое по счету здание школы. Соответствующее разрешение получила девелоперская компания «Главстрой Санкт-Петербург». Образовательное учреждение на 550 мест стало одним из первых в городе, построенных по концессии, и 19-м социальным объектом, возведенным в ЖК «Северная долина».

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ