Свой первый эко-магазин FreeDom, в котором можно приобрести товары без упаковки, Светлана Зеткина и ее молодой человек Семён Вербицкий решили приобрести в октябре 2020 года. В условиях пандемии магазин находился в убыточном состоянии и не приносил никакого дохода.

Для предыдущей владелицы Натальи Донец было важно сохранить и продолжить эко-направленность бизнеса. Покупка магазина площадью 36 м2 обошлась Семену и Светлане в 1 млн. руб. Молодым предпринимателям пришлось поднимать его с самых низких показателей. Светлана как и ее молодой человек маркетологи, что по их мнению, очень помогло в ведении дела. На данный момент Светлана ведёт бизнес самостоятельно.

Магазин расположен в центре Петербурга, на Загородном проспекте.

«Мы являемся не магазином, в скорее экопростоанством. У нас проводятся различные экомероприятия и просвещение. По средам, например, у нас есть традиционная игротека. Таким образом, мы показываем, что тема эко доступна для каждого»
-делится Светлана.

В ассортименте магазина представлены крупы, сухофрукты, косметика, бытовая химия и прочее. Покупатели приходят со своей тарой, в которую перекладывают все необходимое. В наличии магазина есть съедобная упаковка, сделанная из риса. По словам предпринимательницы, они работают с локальными производителями, такими как ELSKA, Green Wave, «Голодный леший» и другие. Все они должны иметь сертификаты и не использовать химических добавок.

Как правило, основная целевая аудитория магазина-это вегетарианцы и веганы, а также все те, кто подходит к потреблению пиши осознанно. На данный момент, постоянная клиентура магазина составляет примерно 300 человек.

В магазине работают два администратора, в их обязанности входит вся система учета, курирование мероприятий и обслуживание клиентов. Светлана в роли руководителя осуществляет работу, связанную с маркетингом, закупками и оптимизацией процесса.

Рентабельность

Оборот магазина в месяц составляет 150 тыс.

В расходы входит арендная плата 60-70 тыс. рублей в месяц, а также коммунальные платежи. Главной задачей для предпринимательницы является окупить стартовые вложения и создать финансовую подушку для дальнейшего развития. Средний чек составляет 535 рублей. «В случае, если план по увеличению среднего чека и посещаемости магазина удастся воплотить, то через полтора года у нас будет возможность окупить вложения. Операционные издержки магазин уже покрывает»- делится Светлана.

Есть планы по ребрендингу магазина. На данный момент разрабатывается сайт, благодаря которому можно будет выйти в онлайн продажу товаров.

Бизнес на экологической осознанности
На сегодняшний день в Петербурге шесть магазинов, в которых можно приобрести товары без упаковки: «Покупай правильно», «Крупа», интернет-магазин «В авоську», no plastic its fantastic, FreeDom, B12 zero waste.

Самым крупным магазином является «Крупа», который находится на Аптекарском проспекте. Создательница магазина Александра Рощина инженер-эколог по образованию. Ее эко-бизнес начался с онлайн продажи эко-косметики из Америки. Параллельно девушка изучала тему осознанного потребления.

На создание магазина у Александры ушло больше года.

На данный момент в ассортименте магазина 800 наименований товаров. На торговых полках можно найти макароны, крупы на развес, специи, бутылки для воды, многоразовые бахилы, подгузники и многое другое. Все продукты в магазине продаются без упаковки, средства для чистки — на розлив или в стекле, а тара от косметики используется повторно после обработки.

Существует и онлайн магазин. Курьеры осуществляют поездку на общественном транспорте, минимизируя эко-след от доставки. Товары доставляют в оборотной таре, продукты — в пластиковых контейнерах, средства для чистки — в стеклянной таре.

Также, в магазин можно принести на переработку использованные блистеры от таблеток, чеки, пластиковые карточки и пластиковые крышечки и прочее.

Основная сложность магазинов «без упаковки» заключается в том, что они пока не могут конкурировать с большими супермаркетами в объемах закупок и товаров, что приводит к повышению цен на товары. Тем не менее, есть эко-магазины, которым удалось установить на некоторые продукты цены ниже рыночных за счёт экономии на стоимости упаковки.

Комментарий Михаила Лачугина, независимого консультанта по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети:
«Учитывая общую популярность темы, связанной с осознанным и экологичным потреблением, такой формат магазинов может иметь востребованность у отдельной категории потребителей, которые хотят чувствовать себя полезными для каких-то глобальных ценностей, следовать трендам. Однако говорить о массовости явления я бы не стал. Даже торгуя продукцией без упаковки такие небольшие сетевые проекты вряд ли смогут предлагать конкурентоспособные цены на неё — а это немаловажный фактор, тем более, если мы говорим о длительной перспективе развития».