В советские годы этот фильм называли мелодрамой. Но сегодня, когда на экранах демонстрируются бесконечно повторяющиеся сцены разборок, убийств и расследований, оказывается, что лента «Прощание с Петербургом» волнует куда сильнее. Он захватывает зрителя и погружает его в атмосферу XIX века, рождая высокие чувства и унося в обстановку павловских ночей, где царила музыка.
Герт Яковлев в роли Штрауса создал образ человека, который не стеснялся своего простого происхождения – отец его был музыкантом, а дед – трактирщиком. Своему секретарю и наперснику Лейброку, которого играет В. Меркурьев, Штраус говорит: «Вальс? Вы думаете – это так легко: взял и написал».
Первое выступление композитора состоялось в октябре 1844 года. Он хотел начать его вальсом «Сердце матери», но Анна Штраус его отговорила, спросив, стоит ли разжигать страсти и искать сострадание публики к их семейной драме? Но в тот вечер она забыла о том, что она брошенная жена. Она мать композитора Штрауса.
Заключительный вальс Шани повторил 19 раз. Прежде чем сойти со сцены, он исполнил один из лучших вальсов своего отца. И тогда его оценили – и как композитора, и как человека.
Анна плакала от счастья, до распухших ладоней хлопали те, кому Штраус-отец сказал освистать дебютанта. За два часа Шани покорил всю Вену
Влюбленный в город композитор приехал на гастроли в Петербург, где ему предложили выгодный контракт. Там молодого человека впервые настигла любовь. Избранницей его стала графская дочь Ольга Смирницкая. В фильме ее роль исполнила Татьяна Бедова.
Аристократке Штраус признавался не только в любви, но и в своем особом отношении к России. Он сказал, что если бы куда уехал из Вены, то только в Россию, в Павловск.
Весной 1956 года маэстро Иван Страус (Иоганн Штраус) прибыл в Россию и жил там по полгода почти десять лет подряд. Он отказывался от выгодных гастролей, лишь чтобы снова окунуться в колдовство белых петербургских ночей, бродить по Павловску и играть в его вокзале.
Концерты на вокзале тоже изобрали в России. В 1835 году было решено связать железной дорого Петербург с двумя пригородами – Царским селом и Павловском, что позволило выезжать на природу людям весьма скромного достатка.
Там за плату они могли послушать музыку, повеселиться. Для этого при вокзале работал танцевально-концертный зал. Впоследствии поездки в Павловск стали увлечением во всех слоях общества, и выступления в Павловском вокзале стали престижными.
В день дебюта Штрауса в Павловске, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», народу была «бездна». Композитор вышел на сцену красивый и вдохновенный, голова его почти лежала на скрипке. Казалось, он слушал лишь то, что было внутри его инструмента.
Красота и разнообразие мелодий обрушились на слушателей, и они сказали благодарно: «Добро пожаловать, господин Иван Страус!..»
Дар композитора был уникален – он не знал мук творчества, музыка рождалась внутри него и лишь требовала записывать. Когда под рукой не было бумаги, в ходе шли скатерти, манишки, ночные сорочки…
Однако вернемся к фильму. Любовь композитора и аристократки, хоть и была взаимной, закончилась грустно: для родителей Ольги Штраус был лишь капельмейстером.
В финале картины Штраус расстался с городом своей первой любви и исполнил вальс «Прощание с Петербургом», который и дал ленте название.
В финальных кадрах фильма Штраус грустно расстается с городом своей первой любви и исполняет вальс «Прощание с Петербургом», давший название киноленте.