01:41, 08 Мар 2025, Сб

Дата:

Поделиться:

«Один в поле не болен»: словарь пословиц эпохи COVID-19

Лингвисты Санкт-Петербургского государственного университета разработали словарь пословиц, отражающий образ жизни людей в новых ковидных реалиях. О социальной дистанции, антисептиках и масках в содержании русской мудрости — в материале Мойки78.

Пандемия коронавируса ворвалась в нашу жизнь более полутора лет назад и сразу внесла свои коррективы в мировой распорядок. Людям пришлось кардинально менять свои привычки и соблюдать новые правила социальной дистанции, чтобы обезопасить себя от инфекции. Отразились эти процессы и на разговорной речи, ведь появилось много новых слов, выражений и даже пословиц про коронавирус.

Данный факт стал объектом исследования филологов СПбГУ. По мнению специалистов, антипословицы — это важная реакция человечества на различные потрясения. Краткие изречения, носящие юмористический или иронический характер стали появляться в обществе уже через месяц после объявления пандемии.

Для создания словаря, ученые фиксировали все случаи обыгрывания пословиц в социальных сетях, где пользователи активно проявляли свою языковую смекалку. В работу вошли не только наиболее часто встречающиеся варианты, но также и единичные случаи, которые заинтересовали лингвистов.

Ковидные  афоризмы родились по моделям уже известных русских пословиц. Россияне использовали их смысл, находя в нем объект для шуток или опровержения вечной мудрости. Можно сказать, что такие антипословицы — это отражение картины мира в условиях пандемии в зеркале русского языка.

Самые популярные из них:

  • «Одна голова хорошо, а две — не менее полутора метров друг от друга»;
  • «Дружба дружбой, а полтора метра врозь»;
  • «По маске встречают, по температуре провожают»;
  • «Один в поле не болен»;
  • «Не имей сто рублей, а имей антисептик».

Кстати, по словам профессора кафедры славянской филологии СПбГУ Валерия Мокиенко, такие же бурные речевые преобразования наблюдается и в других странах. К примеру, в чешском языке за период пандемии появилось более 40 антипословиц.

При этом словарь русских коронавирусных пословиц не единственный в России. Институт лингвистических исследований РАН ранее выпустил «Словарь русского языка коронавирусной эпохи», в который вошли 3500 новых слов. По мнению эксперта, новые языковые значения могут надолго остаться в нашем лексиконе.

Ранее Мойка78 сообщала, какие породы кошек и собак не вызывают аллергию.

Подпишитесь на наш официальный Telegram-канал «МОЙКА78 Новости СПб». Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!

Поделиться:



Яндекс Путешествия ввели корпоративные тарифы. Теперь те, кто совершает деловые поездки, смогут бронировать отели и апартаменты со скидкой, а гостиничный бизнес получит возможность привлечь новый сегмент аудитории — бизнес-туристов.

Все крупные торговые сети активно работают с юными покупателями. Удачно подобранные подарки для детей служат мощным стимулом: малыши часто просят взрослых совершать покупки именно в тех местах, где их ожидают приятные сюрпризы. К примеру, супермаркеты регулярно проводят акции, где дети получают коллекционные фигурки или наклейки в обмен на покупки. Не осталась в стороне и сеть АЗС «Газпромнефть», которая запустила представила новые комбо-наборы «Драйвик» для маленьких посетителей. Детский комбо включает в себя не только угощения, но и коллекционную игрушку-сюрприз из лимитированной серии. Каждый набор состоит из двух детских блюд на выбор (картошка фри, донат или наггетсы) и напитка (вода или сок). Дополнительно можно заказать фирменный бургер.

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ