Партнер адвокатского бюро Q&A Виктор Ушакевич прокомментировал предписание Росздравнадзора сообщать об антипрививочниках в Следственный комитет. Наказывать противников прививки предлагают по статьям о публичном распространении ложной общественно значимой информации с тяжкими последствиями.
«Антипрививочная идеология может иметь разные корни. Для кого-то это убеждение, для кого-то образ жизни, для кого-то вид фобии. Статьи 207.1 и 207.2 УК РФ были введены для (против) тех, кто сознательно манипулирует аудиторией, подтасовывая факты, следуя каким-то своим целям. Причем эти цели могут варьироваться от банального «хочу сто лайков» до дестабилизации общества извне, провокации паники и нарушения правопорядка.
Как разъяснил еще в 2020 году Верховный суд РФ в Обзорах по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), одним из обязательных условий наступления ответственности по статье 207.1 или 207.2 УК РФ является распространение заведомо ложной информации под видом достоверной.
Другими словами, простое выражение собственного мнения, базирующегося на источниках, которые лицо искренне считает достоверными, не будет содержать в себе признаков указанных преступлений. Конечно, в случае, когда о вопросах вакцинации высказываются сами медицинские работники, все немного усложняется. С одной стороны, врач, как и любой человек имеет право на собственный взгляд, ведь медицина – это наука не столь точная, как, например, физика.
С другой стороны, мнение врача в этих вопросах априори весомее мнения кого бы то ни было еще. Следовательно, и влияние такого мнения на общественное многократно возрастает, что обязывает врачей тщательно взвешивать тезисы и выводы своих публичных высказываний.
Что же касается уголовной ответственности, то, как уже было отмечено выше, для ее наступления требуется доказать целый ряд обстоятельств помимо собственно публикации, и само предписание Росздравнадзора отнюдь не означает, что уголовному преследованию будет подвергаться каждый антипрививочник.
Конечно, не исключены и даже, скорее, весьма вероятны, отдельные «перегибы на местах», но это не отменяет того факта, что преступность и наказуемость деяния устанавливается только Уголовным кодексом. Если бы законодатель пожелал установить преступность абсолютно любого публичного «антипрививочного» высказывания, то это было бы сделано через внесение изменений в Уголовный кодекс.
В качестве примера можно привести внесение в 2014 году в Уголовный кодекс статьи 354.1 (реабилитация нацизма), которой установлена преступность любых публичных высказываний, реабилитирующих нацизм».
Ранее Мойка78 писала о том, что сотрудники Расздравнадзор будут обязаны передавать данные о гражданах, которые участвуют в антипрививочных кампаниях в следственные органы. Отдельно им будет необходимо сообщать о медицинских работниках, высказывающих мнение против вакцины от коронавирусной инфекции.