В петербургском Доме журналиста открылся офис «Почты России», которую называют одним из главных виновников падения тиражей печатных СМИ.

Тиражи газет и журналов в России продолжают снижаться ежегодно.

Общий тираж печатных СМИ в России с 2010 по 2012 годы, по оценке председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александра Оськина, сократился на 300 млн экземпляров, до 2,8 млрд копий. Падение продолжилось с 2013 по 2015 годы. За этот период тираж печатных газет упал более чем на шесть миллионов экземпляров.

В 2016 году рынок продолжал испытывать давление кризиса. Тиражи продолжили сокращаться, как и выручка от от их реализации, упали рекламные поступления.

В 2018 году тираж российских печатных СМИ уменьшился на 8–10%, при этом цены на печатную продукцию выросли.

«По сравнению с 2017 годом снижения по деньгам не произошло, но оно не произошло в силу того, что поднялись цены на печатную продукцию. Поэтому количество экземпляров у нас стало меньше, а денег осталось столько же. Падение по экземплярам за 2018 год в рознице оценивается примерно от 8% до 10%»
,— приводит слова замглавы Минкомсвязи Алексей Волина во время парламентских слушаний в Госдуме «Интерфакс».

По данным Минкомсвязи, в 2020 году объем подписки сократился по сравнению с 2019 годом на 10 процентов, а годом ранее падение составило 15 процентов.

Стремясь как-то компенсировать потери и сохранить аудиторию, редакции и издатели российских газет начали активно развивают электронные ресурсы и электронную подписку.

Например, первым из российских изданий iPad-версию запустила газета «Ведомости». В 2010 году к ней присоединилась «Комсомольская правда». Уже в начале 2016 году платные подписки на электронную версию «Ведомости» превысили 20 000 и сравнялись с числом подписок на бумажную версию этого издания.

Проблемы с тиражами у печатных СМИ начались, в первую очередь, из-за разрушения инфраструктуры распространения.

С 2014 по 2018 годы количество точек по продаже прессы с 41 тысяч сократилось до 35,2 тысяч объектов. К концу 2020 года таких киосков и павильонов насчитывалось уже менее 16 тысяч, а рентабельность оставшихся снизилась порой до нулевой отметки, свидетельствуют данные Союза предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП).

Ещё одной причиной, повлиявшей на падения тиражей газет и журналов, стало повышение стоимости доставки печатных изданий.

До 2014 года государство выделяло «Почте России» ежегодные субсидии в размере 3,5 млрд рублей, что позволяло компании покрывать убытки от доставки периодики. Когда субсидии отменили, тарифы начали расти.

В апреле 2014 года «Почта России» уведомила партнеров о повышении стоимости доставки, что привело к удорожанию подписки на отдельные издания до 70%, пишет РБК.

С 2015 года тарифы на доставку для издателей увеличились почти в три раза, а падение подписных тиражей составило 35,8%, заявлял в ходе парламентских слушаний по печати в Госдуме президент союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Сергей Моисеев.

На пленарном заседании медиафорума Общероссийского народного фронта (ОНФ) в 2017 году президент РФ Владимир Путин заявил, что существовавшие ранее субсидии «все равно не давали возможность «Почте России» выйти даже в «ноль», компания даже при этих субсидиях работала с убытком», исчислявшихся миллиардами рублей.

«Если и переходить к субсидированию, то, мне кажется, нужно переходить к субсидированию не почты, а к субсидированию изданий, издательств»,
– отметил Путин.

Однако серьезных действий со стороны государства в решении этого вопроса не последовало.

СМИ приходилось либо соглашаться на те условия, которые им предлагает Почта, либо искать альтернативные пути решения проблемы. Многие издатели создали собственные службы доставки.

Таким путем пошли ИД «Экстра-Балт», газеты «Коммерсантъ», «Деловой Петербург», «Ведомости», «РБК» и др.

К примеру, у газеты «Коммерсантъ», есть собственный колл-центр, своя база подписчиков, с которой издание работает напрямую. Подписки обслуживаются силами «Коммерсантъ-Пресс», либо через аутсорсинг с компаниями курьерской доставки.

На этом фоне открытие нового флагманского отделения «Почты России» в здании Дома журналиста на Невском проспекте выглядит довольно странным.

С другой стороны, теперь будет проще проводить круглые столы о том, когда Почта России начнет качественно доставлять газеты и перестанет повышать цены.

Круглые столы, затрагивающие эти проблемы, «Почта России» уже проводила в 2014 году в Казани, где руководители региональных печатных СМИ и представители Почты обсуждали, как сохранить читателя в условиях резкого повышения подписных цен?

В 2018 году круглый стол с участием нижегородских почтовиков и руководителей районных и областных изданий состоялся в Нижегородском отделении Союза журналистов России.

В 2019 году круглый стол прошел в Якутиии. В ходе обсуждения местные издатели выразили обеспокоенность спадом тиражей и тем, как будет формироваться подписка после смены формы собственности компании. Напомним, что 1 октября 2019 года Почта России стала акционерным обществом.

«Спад идет большими темпами. Есть этому, конечно, и объективные причины, например, цифровизация. В связи с падением тиражей сейчас имеем только 23% собственных доходов. Также в удаленных наслегах нет подписок, так как отсутствует доставка»,
– отмечали на встрече издатели.

Как ранее сообщала Мойка78, Почта России несла петербуржцам бесплатные открытки с Дворцовой больше двух недель.