В Петербурге сформировалась благоприятная почва для киноиндустрии. В городе работают сразу несколько титулованных студий, например 3XMedia Инессы Юрченко и Сергея Щеглова, Rock Films Алексея Учителя, СТВ Сергея Сельянова, «Лендок» и мультипликационная «Мельница». Они выпускают по несколько картин в год и гремят на фестивалях. Однако старейшая киностудия Петербурга «Ленфильм», похоже, таким успехам может лишь позавидовать. Хотя именно она, казалось бы, должна отвечать за продвижение Петербурга как киностолицы Европы.
В марте 2021 года гендиректор «Ленфильма» Федор Щербаков заявил, что долги киностудии погашены на 70%. Кроме этого, удалось договориться о реструктуризации долга с энергетическими компаниями. Параллельно с этим проходили торги по продаже участка в 10 га на улице Тамбасова. Покупателем выступила строительная компания «РСТИ», которая близка в главе комитета по строительству Игорю Креславскому. Сделку оценили в 1,5 млрд рублей (аналогичную сумму, кстати, студия получила из федерального бюджета в 2020 году, чтобы расплатиться с основным кредитором – ВТБ). Ей можно было закрыть большую часть долгов «Ленфильма», если верить заявлениям бывшего гендиректора киностудии Инессы Юрченко.
Так, московское ООО «Солид-Лизинг», которое, согласно имеющемуся у него ОКВЭД, занимается банковскими услугами, заявило, что «Ленфильм» задолжал 14,3 млн рублей по финансовому лизингу. В материалах дела не сказано, на какие именно цели киностудия занимала средства, известно лишь, что договор был подписан в 2017 году. Впрочем, суд иск пока отклонил. Кроме московской компании, иски против «Ленфильма» подали «Водоканал» и «Газпром Межрегионгаз».
При этом бизнес самого Щербакова, несмотря на пандемийные ограничения и санкции, кажется, чувствует себя нормально. По данным БФО, суммарная выручка компаний гендиректора «Ленфильма» может достигать 267 млн рублей за 2021 год. При этом он числится учредителем подрядчика «Ленфильма» — ООО «Продюсерский центр Ленфильм».
Согласно ЕГРЮЛ, Щербакову в нем принадлежит скромный 1%, остальное – собственность киностудии. Эта структура занимается поиском субподрядчиков для киностудии, например, берет в аренду, что удивительно, камеры и ищет операторов, в том числе у единственного поставщика, что позволяет не раскрывать компанию, выигрывавшую тендер, следует из данных госзакупок. За 2022 год на эти цели уже было потрачено 6,9 млн рублей. Отметим, что в одном из интервью Инесса Юрченко, бывшая врио гендиректора «Ленфильма», заявляла, что весомую часть дохода киностудия получала от сдачи оборудования в аренду. Почему в 2022 студия сама вынуждена искать камеры и персонал, да еще не афишировать при этом бенефициаров – остается загадкой.
«Ленфильм» сдает много площадей, но во время борьбы с коронавирусом арендаторы или не платили, или просили дать отсрочку. Их можно понять. Дает доход и предоставление в аренду павильонов, кинореквизита, техники и т. д»,— заявляла Юрченко в интервью «АИФу».
На балансе киностудии появится и собственный автомобиль. Согласно сайту госзакупок, минивен Hyundai Staria, за который государственная организация готова отдать без малого 5 млн рублей, может появиться уже в ближайшее время. А зимой АО «Ленфильм» взяло в лизинг трактор «Беларус» за 3 млн рублей.
Примечательно, что комментировать дальнейшие перспективы «Ленфильма» отказался его бывший директор Эдуард Пичугин. Сначала его номер оказался недоступен, а затем, получив сообщение в мессенджере, его проигнорировал (отметка о прочтении появилась в диалоге). Другой собеседник издания, занятый на создании короткого метра заявил, что не станет комментировать работу киностудии, аргументировав это тем, что не хочет портить отношения с руководством, но может лишиться доступа на площадку в случае критики.
Только один из столичных специалистов, в настоящий момент находящийся в Турции, заявил, что делать кино на площадке студии в Петербурге – выгодно, но работать непосредственно на «Ленфильм» нет смысла. Однако также пожелал остаться анонимным.
««Ленфильм» для молодых режиссеров только локация для съемок — не более. Зачем им идти туда, когда можно оставаться независимым, выбирать нужные автору темы и продавать потом работы тем же онлайн-кинотеатрам. Сейчас в России существует ряд привлекательных брендов киностудий и мастерских, к которым тянется каждый специалист в зависимости от своего стиля. Чтобы понять тренд, посмотрите на список номинантов на «Кинотавр», сразу поймете, что проблемы не только у петербургской студии, но и большинства государственных. Сейчас на волне частные компании, они не могут похвастаться 80-летним опытом, но зато не пахнут нафталином. Думаю, «Фонд кино» охотнее спонсировал бы картины от государственных киностудий, они ему ближе и понятнее, как минимум с кого потом спрашивать, но картины по исполнению и по творческим решениям уступают независимым. Голливуд, кстати, тоже не государственная контора. Это мировая практика, до которой мы, к счастью, доросли. Но если встанет вопрос о реанимации «Ленфильма» как бренда, во главе должен стоять Сокуров или Учитель, они знают, как делать гениальное кино и смогут собрать вокруг себя последователей»,— заявил на условиях анонимности режиссер фестивального кино.
Тем не менее, гендиректор «Ленфильма» в компании с Федором Бондарчуком, вероятно, могли бы поднять Петербург в рейтинге киностолиц и, как следствие, помочь городу заработать на съемках. Главная студия должна способствовать развитию киношников, а не искать их под свои нужды «на стороне». К тому же бренд уже существует и должен быть на слуху у иностранцев, как минимум за прошлые заслуги. За последний год замеченными остались только съемки совместной с Болливудом картины, хотя пейзажи города должны привлекать съемочные группы, желающие показать Европу.
Режиссеры и мировые кинокомпании нашли, где зарабатывать себе на Оскары и Пальмовые ветви Каннского фестиваля. «Дюна», «Красный воробей» и «Марсианин» были сняты в Будапеште. Аргументы для этого понятны: дешево и староевропейски. Это же есть и в Петербурге, при правильной подаче, туристы летели бы в город ради шанса увидеть Тимоти Шаламе на улице. Выигрывают все: киностудии экономят на производстве, «Ленфильм» возвращает себе имя, а Петербург получает дополнительный пиар и новые налоги. Но пока «Ленфильм» разбирается с новыми долгами, иностранные кинокомпании и режиссеры будут обходить город стороной, не понимая своих возможностей. При отсутствии продвижения «Ленфильма» как статусной, а главное перспективной киностудии, даже отечественные режиссеры и актеры будут отдавать предпочтение загранице, как, например, Данила Козловский, отправившийся снимать сериал «Чернобыль» в Будапешт.