Чиновники Смольного, кажется, нашли панацею для импортозамещения в Петербурге – офсетные контракты, которые предполагают обмен компании вкладываются в производство нужных для государства товаров, а власти дают гарантию эту продукцию выкупать. В отличие от Москвы для губернатора Александра Беглова такая форма взаимодействия с бизнесом будет в новинку. Вице-губернатор Алексей Корабельников уже решил: тестировать «чудодейственную таблетку» будут на фармотрасли. Но есть нюанс – претенденты на контракты открыто говорят, что производить новое в условиях санкций затруднительно.

Смольный уже обозначил приоритетные для себя компании по производству лекарств. Глава комитета по промышленности и инновациям Кирилл Соловейчик на заседании «Союза промышленников и предпринимателей» озвучил трех претендентов. Но с оговоркой – они думают.

«»Полисан» уже готов подумать. Рассчитываем на отклик «Герофарма», «Фармасинтеза» и других наших предприятий. Рассчитываем на то, что в ближайшее время выйдем на заключение таких контрактов»,
— сказал Кирилл Соловейчик на заседании президиумов общественной организации и регионального объединения «Союза промышленников и предпринимателей».

Торги по контактам назначены на осень и, можно предположить, будут своего рода тестовым «запуском» для расширения практики офсетных контрактов на другие отрасли промышленности. Предполагается, что в контур первой подобной практики войдет 32 наименования лекарственных препаратов, которые Смольный закупает за рубежом.

По мнению вице-губернатора Алексея Корабельникова, через механизм офсетных контрактов город будет экономить примерно 50% закупочной цены.

«Планируем начать с создания производства лекарств. На этой неделе провели ключевое совещание. Вышли на финишную прямую. Из безусловных плюсов: повышение уровня независимости / товарной безопасности, привлечение инвестиций, новые рабочие места, экономия на закупке до 50%, дополнительные налоговые поступления в бюджетную систему»,
— писал он своем телеграм-канале 14 мая.

Примечательно, что, например, Москва уже работает по офсетным контрактам с петербургскими производителями. Например, такая поддержка досталась «Биокаду» еще в 2017 году. По нему, кстати, компания Дмитрия Морозова уже построила собственное производство в особой экономической зоне «Технополис Москвы». По условиям контракта, «Биокад» должен производить на московском заводе 22 наименования лекарств в разных формах, в основном для лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний. Инвестиции в строительство журнал Vademecum оценивал в 2020 году в 3 млрд рублей.

Судя по всему, механизм действительно имеет место под солнцем импортозамещения. Петербургские чиновники признаются, что на практике он не отработан. Мойка78, помятуя опыт Москвы, проверила, были и ли у обладателей офсетных контрактной инциденты, повлекшие за собой уголовные дела. Пока в открытых источниках нет информации ни о расторженных, ни о невыполненных контрактах. Но в целом, государственные подрядчики в других областях, могут или затянуть, или вовсе отказаться от обязательств перед государством или городом. Например, еще жива память об обысках в офисах компаний, занимающихся уборкой снега в Северной столице.

Не исключено, что для стопроцентного выполнения офсетного контракта в составе совета директоров компаний-победителей, появятся чиновники из Смольного. Отправлять в каждую компанию можно по двое: например, Кирилла Соловейчика от промышленности и главу комитета по здравоохранению Дмитрия Лисовца – от медицины.

Например, «Герофарм» свой состав совета директоров на собственном сайте не раскрывает. По данным «СБИС» компания принадлежит семье Петра Родионова. В 2021 году компания отчиталась о выручке в 11,7 млрд рублей, 3 млрд – чистая прибыль. При этом компания, которая в списке Соловейчика числится одним из главных претендентов на получение офсетного контракта, заявляет, что выпуск новых лекарств под вопросом – не хватает немецких комплектующих для оборудования.

«Без них в ближайшее время производство новых лекарств, скорее всего, будет затруднено»,
— заявил Родионов «Коммерсанту».

Еще один претендент – «Фармасинтез», по данным ЕГРЮЛ, принадлежит Викраму Пунию. За 2021 год «СБИС» видит отчет о выручке на 2,6 млрд, чистая прибыль – 160 млн. Совет директоров этой структуры можно найти на англоязычном сайте компании. Мы проверили – из государственных структур никого, но есть директоров по GR – Олег Астафуров, ранее он занимал должность главы союза профессиональных фармацевтических организаций. Вероятно, переговоры со Смольным будут вестись через него.

Тому же «Коммерсанту» компания рапортовала – успели до санкций заменить 95% оборудования, но вот с его обслуживанием и комплектующими могут возникнуть вопросы.

«Полисан», подконтрольный, по данным ЕГРЮЛ, Александру Борисову, намерен запатентовать шесть новых препаратов, следует из заявления компании. Третью очередь модернизированного предприятия «Полисан» открыл в Петербурге в 2018 году, так что, можно предположить, что импортное оборудование прослужит компании еще какое-то время. К тому же в публичном поле не найти упоминаний о жалобах компании на санкции и невозможности поставок нового оборудования.

Существующие трудности, похоже, вынудят Смольный ближе присмотреться к созданию, например, наблюдательного совета при обладателях офсетных контрактов. Чтобы не только контролировать выполнение договоренностей, но и оперативно помогать с импортозамещением.