Корпорация «Росатом» предложила создать новую верфь в Кронштадте. Предполагается, что «на бумаге» проект появится уже до конца 2022 года. Основными заказчиками нового предприятия станут Минтранса и Минсельхоз для развития Северного морского пути.

Соответствующие идеи глава «Росатома» Алексей Лихачев высказал на совещании с президентом Владимиром Путиным по вопросам развития судостроения. По его словам, верфь будет загружена заказами в 2030-х годах. А сама идея строительства новой верфи связана с «историческими ограничениями Балтийского завода», заявил Лихачев.

Пока проект предложено реализовать совместно с ОСК под руководством Алексея Рахманова. Похоже, что «Росатом» заинтересован использовать только наработки конкретно «Балтийского завода». Рахманов же посетовал перед президентом, что вокруг предприятия строится слишком много жилья, поэтому производству некуда расширяться. При этом согласно данным госзакупок, например в 2018 году, кажется, Балтийскому заводу настолько хватало места на Васильевском острове, что часть своих помещений он готов был сдать в аренду. Кстати, заказчиком этих торгов был «Росэнергоатом» — дочерняя структура госкорпорации.

Отметим, что «Росатом» не предоставляет свою финансовую отчетность в публичном поле, база данных налоговой не видит компании с ИНН, аналогичным присвоенному госкорпорации. Поэтому судить о финансовых возможностях компании в части крупных инвестиций невозможно. Однако Лихачев на совещании с президентом заявил, что субсидии из бюджета и помощь инвесторов могут понадобиться.

«Мы понимаем примерно финансовую потребность: первый этап, конечно, здесь необходимы элементы частно-государственного партнерства, мы отрабатываем такие схемы, мы отрабатывали такие схемы с Минфином на других направлениях»,
— заявил Лихачев в ходе совещания по развитию судостроительной отрасли.

Не исключено, что после завершения строительства новой верфи в Кронштадте, «Росатом» решит дистанцироваться от ОСК, руководство которой, похоже, стало объектом критики от первого лица государства. Например, используя высококвалифицированные кадры с «Балтийского завода» госкорпорация может отправить в Петербург собственный десант управленцев и топ-менеджеров. Кажется, что в «Росатоме» могут руководствоваться следующей логикой – проще сделать все самим, чем объяснять тонкости гендиректору ОСК Алексею Рахманову и главе совета директоров Георгию Полтавченко по ведению дел в стратегически важной отрасли судостроения .

Вероятно, по примеру «Росатома» пойдут и другие корпорации. Однако такой подход может серьезно ударить по ОСК и другим петербургским предприятиям, которые, кажется, не могут похвастаться опережающими темпами выполнения ключевых показателей. Несмотря на то, что раньше у ОСК только в Петербурге было несколько частных конкурентов, например, верфь «Пелла» Герберта Цатурова, сейчас в игру могут вступить большие холдинги с государственным участием, а значит – большими ресурсами.

В текущих условиях, когда контракты ОСК привлекли пристальное внимание главы государства, вице-губернатору Алексею Корабельникову вероятно стоит озаботиться созданием благоприятного климата для инвестиций крупных корпораций в экономику Северной столицы. В противном случае «Газпром», который также отличается самостоятельностью в реализации проектов, рискует остаться единственным крупным налогоплательщиком на территории Северной столицы, а новые рабочие места будут появляться за пределами региона.