Петербургские фармкомпании, похоже, готовятся расстроить вице-губернатора Алексея Корабельникова. Пока он пытается протолкнуть идею заключения с разработчиками медицинских препаратов офсетных контрактов для расширения производств в Петербурге, главные претенденты на эти соглашения нашли рынок «поудобнее». Производители, кажется, соблазнились профильным кластером в Узбекистане.
Петербургские фармкомпании уже наращивают свое присутствие в среднеазиатской стране. Сразу несколько игроков рынка заявили о своих намерениях инвестировать десятки миллионов долларов в местное производство. Но, несмотря на то, что заводы будут располагаться за пределами России, наша страна в целом, и бизнес в частности, могут от этого выиграть.
Так, богатым на соглашения для петербургской фармотрасли оказался форум «Иннопром». Первым осваивать рынок ближнего зарубежья стал «Фармасинтез». Компания, которой прочат заключение офсетного контракта с правительством Петербурга, намерена инвестировать 30 млн долларов в собственное производство в Узбекистане – соответствующее соглашение с властями страны было подписано на полях выставки. Тогда же участники форума отмечали, что это даст выход компании на рынки третьих стран. Отметим, что по данным ресурса БФО, только петербургскому представительству «Фармасинтеза» в 2021 году удалось отчитаться о чистой прибыли в 160 млн рублей. Владел компанией, кстати, до декабря 2021 году Вихрам Пурия. В настоящий момент в системе «Сбис» собственники не отображаются.
«Данный проект даст возможность расширить присутствие “Фармасинтеза” не только на рынке Узбекистана, но и в соседних странах»,— заявлял на форуме директор фармагентства Узбекистана Сардор Кариев.
Аналогичное развитие для себя видит и другая петербургская компания – «Герофарм» Петра Родионова. Согласно заявлению на официальном сайте корпорации, она в Узбекистане планирует сосредоточится на производстве инсулина. При этом, по итогам 2021 года, чистая прибыль компании, по данным БФО, составила 3,1 млрд рублей.
«У Герофарм уже есть успешный опыт технологического трансфера производства инсулина в другие страны. Мы готовы и дальше делиться экспертизой и технологиями в данной сфере, поскольку сотни тысяч больных сахарным диабетом зависят от ежедневных инъекций. Сегодня мы предпринимаем все необходимые шаги для того, чтобы обеспечивать препаратами российских пациентов, которые используют инсулины Герофарм, и развивать производство инсулинов за рубежом»,— цитирует пресс-служба компании генерального директора структуры Петра Родионова.
По оценкам портала «Фармпром», экспорт российский лекарств в Узбекистан в 2021 году составил 142,5 млн долларов, что на 28% выше, чем в 2020 году, что позволяет стране держаться в тройке лидеров по объемам экспорта.
Однако ближнее зарубежье выглядит привлекательным не только для сбыта российский лекарств, которые уже были официально зарегистрированы, но и для проведения клинических испытаний новых. Кажется, что за рубежом затраты на необходимые тестирования можно сократить, не зря же израильские и китайские ученые проводят их в Узбекистане, об этом периодически сообщают местные СМИ. К тому же там существует консолидированный центр для исследований.
В целом же сокращение трат петербургских фармкомпаний на новые исследования может позитивно сказаться на росте городского бюджета за счет налогов. Кроме этого, корпорации смогут предлагать клиентам передовые медицинские разработки, что сделает Россию своеобразной меккой для медицинского туризма и позволит соревноваться в этом направлении с Кубой. Однако готовы ли производители «тянуть» одновременно и инвестиции в Узбекистане, и петербургские офсетные контракты – пока остается неизвестным.