В Смольном уже начали готовиться к зиме и закупать снегоуборочную технику. На фоне санкций и отказов международных компаний от поставок в Петербург, эшелоны с погрузчиками следуют из Белоруссии, а могли бы – с «Кировского завода». Но вице-губернатор Алексей Корабельников, кажется слишком сосредоточен на офсетных контрактах для фармы.

Похоже, что в импортозамещении снегоуборочная техника не нуждается. Так, по расчетам DISCOVERY Research Group уже в 2013 году в России было произведено 2,7 тыс. крупных машин для уборки снега, объем импорта за тот же период составил всего 85 единиц продукции. Но это крупные представители «семейства». С другой техникой ситуация прямо противоположная – зависимость отрасли от иностранных поставок достигает 80%.

Петербург решает проблему отказов международных брендов от сотрудничества с помощью соседей из Белоруссии. Еще часть техники приехала с тульского конвейера АО НПО «Плавский».

«Белорусская техника начала прибывать в Петербург, существенно решая вопрос импортозамещения. Сегодня мы принимали 16 новых фронтальных погрузчиков, которые пришли для дорожных предприятий Комитета по благоустройству от наших белорусских партнеров»,
— сообщал 24 августа председатель комитета по благоустройству Василий Пониделко.

При этом всего Северная столица ждет из Белоруссии 36 погрузчиков для уборки дорог. Суммарно же подготовка к зиме обойдется бюджету в 1 млрд рублей.

Казалось бы, с такими крупными запросами в Смольном пора задуматься о том, как минимизировать затраты на ежегодные снегопады и организовать кешбэк в виде налоговых поступлений от подрядчиков и поставщиков. Выпускать нужную технику мог бы, например, «Петербургский тракторный завод» под руководством Сергея Серебрякова – он входит в холдинг «Кировского завода». На сайте предприятия легко находим как минимум четыре модели фронтальных погрузчиков, похожих на те, что Смольный везет де-факто из-за рубежа. Правда, по габаритам петербургская техника больше, нежели белорусские конкуренты.

Однако сейчас в Петербурге формируется механизм офсетных контрактов. Вице-губернатор Алексей Корабельников окутывает своим вниманием фармацевтическую отрасль. С одной стороны логика понятна, зарубежные фармкомпании могут в любой момент уйти с российского рынка, логистические проблемы задерживают поставки жизненно-важных лекарств. Производственную безопасность в этом ключе России проще обеспечить своими силами.

Смольный уже заявляет, что механизм офсета при его успешном тестировании на фармотрасли будет распространен и на другие сферы. Но, с другой стороны, сколько будет длиться пилотный проект – неизвестно, а в Северной столице назревает много вопросов к другим отраслям промышленности. Если бы закупки дорожной техники шли у петербургский предприятий, в казну могла вернуться часть потраченных средств в виде налогов. Не говоря уже о создании новых рабочих мест на фоне начавшегося, пусть и незначительного, роста безработицы по данным самого Корабельникова.

Похоже, что вице-губернатору стоит расфокусировать свое внимание на потенциальных партнеров для выпуска дорожно-строительной техники. На помощь мог бы прийти и глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик. Причем проблема снега стоит в городе довольно остро, а комментаторы в сети не раз списывали проблемы именно на нехватку техники. К этой зиме, Смольный, конечно, не успеет договориться о производстве с «Кировским заводом», но думать ведь можно не только в горизонте ближайших дней.

Мойка78 также нашла еще один коридор возможностей для петербургских машиностроительных предприятий. Так, по данным госзакупок, несколько раз в год ГУДП «Центр», ответственный за уборку дорог в центре Северной столицы, закупает запчасти и комплектующие для ремонта техники. На этом поле крупным подрядчиком Смольного является ООО «Бродвей Сервис», свидетельствуют данные госзакупок. По данным «Сбис», компания принадлежит Людмиле Савич и работает с коммунальщиками не только Северной столицы, но и Саратовской, Псковской и Воронежской областях. Установить, откуда компания получает комплектующие невозможно – на сайте компании такой информации нет.

Зато можно обнаружить, что «Бродвей» в августе 2022 года запустила центр диагностики крупногабаритных машин с возможным их выкупом в случае неработоспособности. Не исключено, что так компания может пополнять запасы комплектующих по аналогии с сервисными центрами смартфонов и ноутбуков.

Однако тот же «Петербургский тракторный завод» в рамках офсета мог бы глобально подойти к решению проблемы и привлечь собственных конструкторов и инженеров для массового выпуска замен иностранным запчастям.
Своеобразный выход из ситуации, когда крупнейшие производители John Deere, Bednar, JCB, Volkswagen и Renault отказались от поставок, нашли в «Росагролизинге». Там утверждают, что проблем нет, ведь на западные бренды приходилось всего 1% лизингового портфеля госкорпорации. Новые договора на поставки заключены с Индией, ОАЭ, Турцией и Южной Кореей. Однако в силу географических особенностей стран, Мойка78 выражает сомнение в их компетенциях в борьбе с постоянными снегопадами.

Но и это может стать шансом для петербургской промышленности – вместо того, чтобы делать погрузчики и автоматизированные уборщики с нуля, можно задуматься лишь о разработке навесного оборудования на готовую иностранную технику. Так можно одновременно бороться со снегом и предложить «дополнение» тем странам, которые также как и Россия не могут похвастаться мягкими зимами.