Петербург становится столицей самозанятых, на данный момент в городе такой статус есть у 375 тыс. горожан — это третий показатель по стране. Мойка78 отвечает на наиболее острые вопросы, касающиеся самозанятости, рассказывает о подводных камнях и как не стать объектом внимания надзорных органов.
Что такое налог на самозанятость?
Самозанятые, как и штатные сотрудники, должны уплачивать налог на профессиональный доход (НПД). Это налоговый режим для людей, которые работают на результат или, например, сдают в аренду имущество. Процентная ставка у этой категории граждан снижена. Так, с поступлений от физлиц налог составляет 4%, от ИП и юрлиц — 6%.
При этом НПД уплачивается только за те месяцы, когда был доход. Если человек ничего не заработал, то и платить ничего не нужно.
НПД платят раз в месяц. В течение месяца самозанятый отчитывается о доходе, а потом ФНС сама считает налог и не позднее 12 числа следующего месяца присылает квитанцию об оплате. Ее нужно оплатить до 25 числа того же месяца, рассказали в Роскачестве.
Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно не выходя из дома. Для этого нужно скачать приложение «Мой налог» и зарегистрироваться там или оформить статус через личный кабинет самозанятого на сайте ФНС. Затем самозанятый должен отослать в налоговую уведомление об отказе от других налоговых режимов.
Кто не может стать самозанятым?
Статус самозанятого нельзя получить, если в сферу профессиональной деятельности входят:
- перепродажа товаров и имущественных прав;
- предпринимательская деятельность, связанная с наймом сотрудников;
- торговля подакцизными товарами и товарами с обязательной маркировкой;
- работа по комиссионным, поручительским, агентским соглашениям;
- услуги по доставке (при отсутствии кассы и чеков);
- добыча, реализация полезных ископаемых.
Можно ли совмещать самозанятость с работой?
Закон не запрещает работать где-то по найму и параллельно вести свой собственный бизнес. Ограничение в этом случае одно: нельзя продавать товары и оказывать услуги своему работодателю. Более того, в случае увольнения экс-начальник не сможет стать клиентом еще два года.
Как работает схема учета доходов для самозанятого?
Учет доходов ведется через приложение «Мой налог». После продажи или оказания услуг в приложение вносится сумма дохода и источник поступления средств. Затем в автоматическом режиме формируется сумма налога. Чек также можно переслать клиенту через смс или мессенджеры; на электронную почту; через QR-код; распечатать в бумажном виде.
При этом самозанятому не обязательно иметь онлайн-кассу.
Засчитывается ли стаж самозанятого для будущей пенсии?
При этом самозанятые при увольнении и продолжении работы в качестве самозанятого лишаются защиты трудового кодекса. В этом случае у человека не будет отпусков, больничных, отгулов. А налоги придется платить самостоятельно. Работать на бывшего работодателя также нельзя на протяжении двух лет.
Почему выгодно становиться самозанятым?
Можно годами не платить налоги, например, выполняя какие-то работы, пока об этом не узнает налоговая. Если человек торгует чем-то через соцсети и об этом сообщат в ФНС, что самозанятый укрывается от налогов, можно получить штраф в виде взыскания 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
Штраф за неуплату налогов составляет от 20 до 40% от неуплаченной суммы. Еще есть штраф за несданные декларации — до 30% от суммы налога за каждый год. А если не платить годами, и сумма накапливается более 2,7 млн рублей, то такому человеку уже грозит уголовная ответственность.
При оформлении статуса самозанятого можно без страха размещать объявления о своих товарах и услугах в интернете, расширять базу клиентов, которые хотели бы работать официально, а также отстаивать свои права, если человек нарвался на недобросовестного клиента.
Есть ли какие-то льготы для самозанятых?
Самозанятые платят по самой низкой налоговой ставке в 4%. Однако если оформить статус самозанятого впервые, то можно рассчитывать на налоговый вычет в размере 10000 рублей. С самозанятого будет удерживаться меньше налогов, пока не накопится эта сумма.
Кому невыгодно становиться самозанятым?
Невыгодно оформлять статус самозанятого, прежде всего, людям с высоким доходом. Если годовой доход превышает сумму в 2,4 млн рублей, то лучше оформлять ИП. В этом случае можно перейти на упрощенную систему и платить 13% с доходов свыше этой суммы. Тем, кто задумывается о государственной пенсии, тоже стоит подумать, поскольку делать отчисления в ПФР нужно самому, тогда как индивидуальный предприниматель (на упрощенной системе) может уменьшить налог на сумму страховых отчислений в ПФР.