К концу октября в Смольный собор перенесут точную копию чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери, оригинал которой хранится в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме. Проект реализуется при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербургская епархия не случайно одобрила решение сделать икону Феодоровской Божией Матери наиболее почитаемой в Смольном соборе.

По одному из преданий, в 1239 году этим святым ликом благословили Александра Невского на брак с дочерью полоцкого князя Александрой Брячиславовной. На обратной стороне иконы изображена святая мученица Параскева (Пятница), которая считалась на Руси покровительницей молодости, свадеб и невест.

Сам Смольный собор изначально строился как женский монастырь, позже в нем разместили институт благородных девиц, ставший первым женским учебным заведением России. Таким образом, храм всегда считался символом юношества, образования, студенчества и чистоты.

Важно еще то, что икона Феодоровской Божией Матери имела большое значение для российского императорского дома. В 1613 году Михаил Федорович Роман был благословлен на царствование матерью, инокиней Марфой. Позднее иконой крестили иностранных цариц и давали им отчество Федоровна в честь Богоматери. Вся история Смольного монастыря тесно связана с династией Романовых — его начали возводить при Елизавете Петровне, а закончили при Николае I.

Согласно утвержденному в 1835 году «Положению о соборе», Смольный получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора Николая I Марии Федоровны, у которой икона была в особом почете. В ее честь даже освятили один из приделов собора.

О чудесах, связанных с образом Феодоровской Божией Матери, говорят события, которые происходили в Костроме на стыке XII–XIII веков. Согласно сказаниям, икону перенесли из разоренного ханом Батыем Городца. Лик поместили в церковь великомученика Феодора Стратилата.

Сохранившиеся сведения повествуют о том, что икона пережила два пожара в Костромском соборе и смогла сохранить первозданный вид. Еще одно чудесное событие связано с внезапным наступлением татар на Кострому в 1260 году.

Тогда у великого князя Ярослава Всеволодовича была лишь малая дружина, которую удалось собрать на скорую руку. Наступающий враг мог полностью разорить город, но мудрый полководец принял решение отстоять его и призвал на помощь высшие силы. Князь велел воинам нести перед собой образ иконы Феодоровской Божией Матери. Во время битвы от нее стали исходить ослепительные лучи. После этого татары принялись бежать, и жители Костромы одержали победу.

После благословения на царствование Михаила Федоровича были созданы многочисленные списки с Костромской иконы Феодоровской Божией Матери. Одну из первых копий заказали и доставили в Москву для матери монарха. Со второй половины XVII века начали распространяться экземпляры с клеймами, которые описывают события из истории чудотворного образа.

В XIX веке святыню украсили бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами и жемчугом, а позднее обрамили ее в золотой оклад весом 10 килограммов. На протяжении многих столетий оригинал иконы сохранился в надлежащем состоянии. Краски начали тускнеть лишь незадолго до утраты Романовыми престола.

Список для Смольного собора создавался почти год. В Фонде содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга рассказали, что в результате получилось уникальное изделие ручной работы, не подлежащее массовому тиражированию. Икона выполнена в технике темперной живописи, оклад изготовлен на основании 3D-модели, а рельеф отчеканен на металле. Специалисты оформляли лик с помощью сусального золота, страз, полудрагоценных камней и искусственно выращенного жемчуга. В создании иконы приняли участие восемь мастеров, среди которых иконописцы, резчики по металлу и дереву, а также ювелиры.

Пока сложно делать прогнозы, станет ли точная копия иконы Феодоровской Божией Матери чудотворной, как сам оригинал. Однако понятно наверняка, что Смольный собор обретет свою почитаемую икону и приблизится к тому, чтобы стать новой точкой притяжения в Санкт-Петербурге для туристов и паломников.