В Петербурге, кажется, начал назревать конфликт между собственниками дронов и Смольным. Формально полетать над городом без месячного ожидания разрешительной бумаги нельзя, а тренироваться будущим добровольцам-операторам БПЛА все же нужно.
Но даже после регистрации тренироваться в использовании БПЛА петербуржец может только за пределами города. Если хочется полетать над достопримечательностями, понадобится разрешение от комитета по транспорту. Ждать его придется до 30 дней.
«Как и раньше, срок выдачи разрешения составляет 30 рабочих дней со дня регистрации заявления. Для его соблюдения новым документом определён период 20 рабочих дней, в течение которого согласующие органы власти Санкт Петербурга направляют в Комитет по транспорту свои заключения о возможности использования воздушного пространства заявителем. В случае непоступления официального заключения заявление считается согласованным. Данное нововведение позволит оперативно и без задержек выдавать разрешения»,— говорится в распоряжении Смольного от 2019 года по поводу беспилотников.
Кроме этого, в Петербурге формируется система мониторинга воздушного пространства. Подается это под соусом борьбы с «серыми» дронами, владельцы которых используют съемки для коммерческой деятельности. Чтобы ускорить процесс получения разрешений, Смольный летом 2022 года анонсировал внедрение цифровой системы регистрации полетов. Правда, принадлежит платформа частной компании Fly Drone. Предполагается, что через сайт обращение о запуске дрона «уйдет» в нужные для этого инстанции, кроме этого собственники БПЛА могут разместить предложения о съемках для заинтересованных заказчиков.
Не исключено, что бюрократические сложности не позволяют и компаниям расширить производства беспилотников. Потребители, которым устройство нужно скорее ради развлечения, узнав о всех необходимых процедурах согласования полета, могут отказаться от покупки.
С одной стороны ограничения можно объяснить. Не ясно, кто и зачем производит съемку, а в объектив камеры во время полета могут попасть стратегически важные городские объекты. С другой, уже не раз говорилось о важности использования БПЛА в зоне СВО. Но сами беспилотники без операторов много пользы не принесут. Не каждый потенциальный доброволец поедет далеко за город, чтобы отрабатывать приемы пилотирования.
Учитывая, что петербургские предприятия, наконец, начали массово выпускать собственные образцы БПЛА, Смольный в лице вице-губернатора Станислава Казарина мог бы задуматься о создании специальных курсов для операторов БПЛА. Так, в Петербурге сформируется предложение от собственников беспилотников для заказчиков в гражданской сфере, а военные получат уже готовых операторов дронов, которые не будут тратить время на то, чтобы разобраться в тонкостях использования устройств. Пока такие предложения есть, например, у компании «Геоскан» Алексея Семенова. Производитель дронов за 15 онлайн-уроков обещает обучить операторов навигации, программированию и в целом управлению устройством. Также отдельная школа есть у «Конструкторского бюро А.А. Горбунова». У компании курсы рассчитаны на небольшие группы и предполагают полевую практику.