Рынок потребительской торговли в Петербурге на фоне ухода западных компаний начал меняться. Крупные продуктовые сети, кажется, уже проигрывают по ассортименту маркетплейсам, где можно найти «запрещенку», пропавшую из супермаркетов.
Частичное опустение магазинных полок связано не только с ограничениями поставки Coca-Cola. Практически в каждом сегменте потребительского рынка найдется иностранная компания, которая закрыла для себя рынок России. Альтернативу, кажется, крупные ритейлеры пока найти не смогли.
Даже бумага Zewa, которая объявила об уходе с российского рынка в конце апреля, есть на полках не всех ритейлеров. Вместо нее – локальные российские производители или турецкие.
Кажется, что искать пути для параллельного импорта привычных марок крупные ритейлеры не спешат. Вместо этого, они начинают приучать потребителя к новым названиям. Правда, никакой крупной пиар-компании со стороны производителей нет, поэтому и кажется, что пришедший в магазин потребитель скорее уйдет разочарованным, чем будет изучать десятки новых марок.
В результате, ритейлеры, по наполнению полок, кажется, начинают проигрывать самозанятым и ИП, которым даже собственные склады не нужно иметь – они пользуются инфраструктурой маркетплейсов. Простой пример, товары для стирки. На официальном сайте «Ленты» на запрос Lenor (производит кондиционеры для белья) выпадает только одна позиция, и то это порошок Tide. На Wildberries – сотни позиций с венгерскими, французскими и английскими надписями.
Мойка78 нашла объяснение стратегии торговых сетей на поиск альтернатив, а не поставки известных брендов. В списке для параллельного импорта Минпромторга нет большинства продовольственных марок товаров. То есть формально, без разрешения правообладателя продукты в Россию ввозить нельзя. Это же касается и косметики. Например, в список для «серого» импорта не попала компания L’Oreal, а это десятки широко разрекламированных брендов. В Минпромторге это объяснили тем, что бренд намерен возобновить официальные поставки, поэтому «серый» импорт не требуется. Правда, никаких заявлений по этому поводу в самой компании не делали. Кроме этого сам список для параллельного импорта министр Денис Мантуров называл временной мерой: когда российские производители наводнят рынок, необходимость в западных брендах отпадет. И кажется, что в продуктовом сегменте сделать это проще, чем, например, создать российскую альтернативу Land Rover.
Отметим, что по данным аналитического агентства Infoline, третий квартал 2022 года по продажам в FMCG-рынке стал худшим за всю современную историю.
«При 15-20-процентной инфляции в сегменте потребительских товаров продажи в магазинах «Перекресток» растут всего на 6,3%; в «Ленте» – на 1,3%, а в ее малых форматах показывают снижение почти на 7%»,— заявил гендиректор агентства Иван Федяков на форуме «Дни ритейла в Сибири».
При этом к концу года на эти показатели может наложиться и частичная мобилизация. То есть, по прогнозам Infoline ритейлеры могут уйти в пике по продажам. В это время, Wilberries только за первое полугодие 2022 вырос на 94% по сравнению с аналогичным периодом 2021. Ozon прогнозирует собственный рост за год до 80%, «Яндекс.Маркет» пока никаких заявлений по результатам своей деятельности не делал. В целом же, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем e-commerce в РФ за первые шесть месяцев 2022 года увеличился в 1,5 раза. Правда, четверть этого роста обеспечили продажи гаджетов и бытовой техники.