Петербургу, похоже, выпал последний шанс восстановить свои права в статусе торговых ворот России. Мировой рынок контейнерных перевозок уходит в пике, а, значит, необходимые для развития портов Северной столицы и Ленобласти морские контейнеры рискуют оказаться на рынке в свободном плавании из-за невостребованности в Европе. Но эксперты смотрят на тренд скептически.

Согласно статистике сервиса Container Trade Statistics, уровень мировых контейнерных перевозок в сентябре 2022 упал на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Третий квартал в целом показывает падение на 4%. «Выбраться» на допандемийный уровень логистические компании пока не могут.

Казалось бы, это шанс для Петербурга решить хоть и временно проблему с уходом компании Maersk, прихватившей с собой и контейнеры для перевозки грузов. Пока локальные производители, кажется, не могут полностью заместить активы датской логистической компании. Например, производство контейнеров для сыпучих грузов в лице фирмы «Котта Контейнер», по данным БФО, за прошлый год отчиталось об оборотах в 15 млн рублей. Кажется, с такими показателями запустить массовый выпуск логистических приспособлений не так просто.

Пока же локальные производители ищут пути для расширения, Петербург в лице губернатора Александра Беглова или стивидоров портов Балтийского бассейна, могли бы выкупить часть невостребованных контейнеров у иностранцев. Таким образом, вероятно, можно было замедлить падение грузооборота на берегах Финского залива.

Мойка78 изучила предложения на англоязычных сайтах. 40 футовые б/у варианты с доставкой по всему миру некоторые компании предлагают за 2600 долларов (около 160 тыс. рублей по актуальному курсу ЦБ). Сейчас же, вероятно, именно на фоне падение контейнерных перевозок, поставщики готовы сделать дисконт в 30%. Получается, что итоговая цена составит 112 тыс. рублей. Также за границей можно найти контейнеры и под более мелкие грузы на 10-12 футов. Такие могут пригодиться поставщикам маркетплейсов, которые сотрудничают с поставщиками по параллельному импорту, но не рискуют возить большие партии разом. Для сравнения, на российских сайтах бесплатных объявлений, можно обнаружить аналогичное предложение, но уже за 200-220 тыс. рублей.

Однако генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов в беседе с Мойкой78 заявил, что надеяться Северной столице на развитие портов даже с учетом дешевеющих контейнеров не стоит.

«Петербург скован санкциями и губернатором. Так что особой динамики ждать не стоит»,
— лаконично прокомментировал потенциал для Северной столицы эксперт.

Ситуация, действительно, пока выглядит удручающей. Согласно статистике Ассоциации морских торговых портов, на перевалке на логистической инфраструктуре Балтийского бассейна за девять месяцев 2022 года только Большой порт Санкт-Петербург обвалился на 36,7%. Всего перевалка в гавани составила 29,4 млн тонн грузов, тогда как у порта «Восточный» на Дальнем Востоке – 60 млн тонн. В целом же общий грузооборот портов на Востоке страны составил 169 млн тонн, если логистическая инфраструктура, приближенная к Китаю, продолжит наращивать объемы, то в ближайшей перспективе обгонит результаты Петербурга.

Безбородов также предсказывает, что не спасут петербургские порты и контракты с Южной Америкой. По его словам, у логистической инфраструктуры Северной столицы и Ленинградской области много внутренних проблем, которые не позволяют ориентироваться на общемировые тренды.

Однако в своем телеграм-канале эксперт все же поддерживает идею закупки контейнеров, но для линий Усть-Луга-Балтийск или Бронка-Калининград. Наиболее остро на маршруте не хватает рефрижераторов. Из-за этого их перевозка даже на относительно небольшое расстояние дороже, чем грузов без особых требований к температурному режиму. Как следствие, издержки, в конечном итоге, ложатся на плечи потребителей на эксклаве. Однако вместе с этим нужно увеличивать и число паромов, курсирующих между регионами. Сейчас в портах под Петербургом очереди из контейнеров – не уникальная ситуация, мест на всех не хватает.