Кредитные комитеты, работающие с крупными петербургскими коммерческими лэнд-лордами, похоже, вскоре начнут слушать новые сказки о благополучии рынка коммерческой недвижимости. Отсутствие платежеспособных арендаторов собственники торговых центров начнут маскировать офисами и коворкингами. К примеру, стало известно, что кинотеатр сети «Каро» в ТЦ «ЛиговЪ», станет гигантским офисом.
Причем, в Петербурге, кажется, это станет главным трендом будущего года.
Некоторые собственники коммерческой недвижимости начали перестраивать бывшие кинозалы, к примеру, под офисы. Кажется, что это хороший повод взять ссуду – ремонт все-таки предстоит дорогостоящий. Кредитной комиссии в таком случае можно продемонстрировать гибкость ума, смекалку и план по сборам арендных платежей с белых воротничков. Но насколько убедительной будет такая стратегия – покажет только время. Ведь кинотеатры ежедневно генерировали разнообразный трафик, который более охотно тратил деньги не только на билеты, но и на шопинг. Офисные же сотрудники в конце рабочего дня, вряд ли будут спускать кровно заработанное на ежедневной основе, разве что только в продуктовых магазинах.
Соответственно и подтянуть обороты остальных арендаторов вряд ли удастся. Однако банкам, кажется, придется рискнуть и поверить части заемщиков. Ведь в случае, если комплексы придется забирать за долги, активы в итоге повиснут мертвым грузом на балансе финансовых компаний как минимум до проведения торгов.
Хотя и у собственников бизнес-центров, которые изначально были ориентированы на белых воротничков, растет объем свободных площадей. По оценкам компании Maris, по итогам первого полугодия 2022 года пустовало без арендаторов около 285 тыс. кв. м офисных помещений в Петербурге.
Кроме этого, пионерами перестройки ТЦ в офисы стали собственники Atlantic City. Там офисы начали строить еще в 2020 году на фоне пандемии. Однако это, кажется, особо не помогло. Согласно данным ресурса БФО, ООО «Атлантик-Сити» в 2021 году продемонстрировало показатели по выручке и чистой прибыли хуже, чем в 2020 (124 млн рублей оборота и 100 тыс. рублей чистой прибыли против 136 млн рублей оборота и 7,5 млн рублей чистой прибыли соответственно).
При этом, стоит отметить, что по подсчетам аналитиков компании NF Group (ex. Knight Frank St. Petersburg) доля свободных площадей в ТЦ Петербурга выросла с 1,9 % до 12,6%. А на 23 закрытых брендов приходится только четыре новых, которые начали работать в России в этом году. В целом же трафик торговых центров Северной столицы упал на 40% по сравнению с допандемийным 2019 годом.
Кроме этого, на сайтах бесплатных объявлений, растет число предложений о продаже торговых центров. Часто они касаются районных мест для шоппинга и досуга. Но «эпидемия» может перекинуться и на крупных игроков рынка. Российский совет торговых центров на этом фоне уже начал выторговывать субсидии для лэнд-лордов.