Китайцы после Нового года начнут возвращаться в доковидную эпоху. Пока власти решились на открытие границ для иностранцев, но также планируют постепенно разрешить выезд за рубеж и собственным гражданам, свидетельствуют заявления национальной комиссии по здравоохранению. Похоже, что петербургскому бизнесу пора готовиться к уже забытым потокам туристов из Пекина.
При этом на берегах Невы довольно много интересантов открытия границ Китая. И крупный, и малый бизнес, кажется, смогут снять сливки с отсидевших под длительным локдауном путешественников. Однако ьчиновникам Смольного стоит задуматься, как не пропустить денежные потоки мимо бюджета.
От возвращения китайских путешественников может выиграть и РЖД. Часть турпотока, вероятно, сначала направится в столицу, а уже после местной программы будет добираться до Петербурга. До пандемии логистика как раз выстраивалась в плоскости железных дорог. «Сапсаны», кажется, проблем с загрузкой не испытывают и так, но свободных мест на других проездах и «Ласточках», вероятно, будет меньше. Для понимания, в допандемийном 2019, согласно данным РЖД, только «Сапсанами» воспользовались 315 тыс. китайцев – это 5% от общего пассажиропотока тех лет.
Если же китайский туризм в Петербург удастся вывести из серой зоны, то неплохой толчок к развитию может получить малый бизнес, который выпускает, к примеру, сувениры. Туристы из Поднебесной готовы тратить больше на поездки, чем россияне. К примеру, уже в 2021 году средний чек на покупку сувениров в Петербурге у иностранцев составил 10 тыс. рублей. Это треть из вообще всех трат, которые позволяют себе россияне во время отпуска на берегах Невы. К малому бизнесу стоит добавить и выжившие под санкциями бутики в ДЛТ и на Невском проспекте. В сегменте luxury, по данным прошлогоднего исследования банка «Русский стандарт», именно китайцы в среднем тратили 107 тыс. рублей за один поход в магазин.
Как бы странно это ни звучало, но часть привычной аудитории вернут и петербургские магазины парфюмерии и косметики. Раньше из-за выгодной разницы курсов азиаты выстраивались в очередь за помадами и духами. Бывшие сотрудники крупных федеральных сетей рассказывали, что за один раз путешественники могли скупить западных брендов на 50-70 тыс. рублей. Сейчас, конечно, ассортимент ужался из-за ухода ряда марок, но в целом привычные китайцам бренды на полках остались.
А вот самым неочевидным выгодоприобретателем открытия границ для китайцев может стать комитет по инвестициям Петербурга во главе с Иваном Складчиковым (пока он врио). Весь 2022 год в Смольном обсуждали, как привлечь инвесторов из дружественной страны, как с ними взаимодействовать и какие проекты в Северной столице они могли бы взять на себя. Сейчас же команда Беглова сможет принимать целые делегации, а пиарщики Смольного найдут способ отчитаться о беспроцентном росте китайских инвестиций в город.
Вместе с этим радоваться возвращению жителей Китая с краткосрочными поездками, кажется, должен и «Ростех» под руководством Сергея Чемезова. Дело в том, что до пандемии китайцы крайне полюбили изделия из янтаря. А в активах госкорпорации как раз числится «Калининградский янтарный комбинат». А выручка предприятия, согласно данным БФО, пока не достигла рекордных показателей 2017 года в 4,2 млрд рублей.