Платежные терминалы, которые казалось бы отошли в прошлое с развитием онлайн-сервисов оплаты, кажется, запустили процесс своей реинкарнации. Однако вместо пополнения счета телефона, сейчас самый широкий интерфейс подобных систем лежит в плоскости переводов за границу. А стать собственником подобных устройств и снимать сливки с запрета SWIFT в России, похоже, может стать любой петербуржец. Устройства начали массово появляться в открытой продаже.
Что интересно, кошельки иностранных операторов связи также можно пополнять из России. Причем речь не о операторах связи в Азии, из которой в Россию едут мигранты, а о вполне себе транснациональных игроках телеком-рынка. К примеру, часть платежных терминалов начала поддерживать Vodafone – он работает во многих странах Европы и Ближнего российского зарубежья. Часть предоставляет возможность оплатить интернет в Молдавии.
Причем, если в нулевые рынок терминалов самообслуживания рост бурными темпами по 40% в год, по данным исследования компании Magram Market Research. То, к примеру, к 2014 году, когда на Россию наложили первые мощные международные санкции, рынок прибавлял лишь 5%, свидетельствуют данные агентства J’son & Partners Consulting. В 2023 году же, кажется, стоит прогнозировать возвращение к показателям докризисного конца нулевых. Как минимум из-за роста числа граждан, которые перешли обратно на наличные (согласно предварительным данным Центрального банка под руководством Эльвиры Набиуллиной, оборот наличных в России с января по ноябрь 2022 года вырос на 11%).
Вместе с этим новоиспеченному собственнику платежного устройства, кажется, даже не нужно изучать все тонкости взаимодействия с Центральным банком, ведь сами операторы сервисов имеют соответствующие лицензии, а владелец устройства выступает только агентом услуг.
Вместе с этим, поиск места для установки терминалов также не должен вызывать сложностей. У крупных ритейлеров даже существует адресная программа установки подобных устройств. По ним, вместе с арендной платой собственники точек попросят и небольшую комиссию с транзакций, проведенных через терминал. Причем, кажется, что новоиспеченные собственники терминалов могут даже не тратиться на их охрану – достаточно сотрудников продуктовых магазинов.
Отметим, что в прошлом падение рынка терминалов самообслуживания было частично связано с западными санкциями. Однако сейчас, кажется, компании перегруппировались и предоставляют услуги по комплексному обслуживанию устройств. Получается довольно благоприятная почва для новоиспеченных «банкиров», которыми могут стать даже дворники при проявлении достаточной проворности.