РЖД в перспективе нескольких лет могла бы оттянуть весомую часть трафика у авиакомпаний. Учитывая, насколько сильно последние подвержены влиянию санкций, железнодорожники выглядят, как флагман импортозамещения, а значит и могут без особого труда расширять свою сеть путей, как минимум по Европейской части России.

Фактически, для создания разветвлённой сети путей скоростного движения нужно всего три вещи: вагоны, рельсы и шпалы. Российская промышленность испытывать непреодолимых сложностей при их производстве не должна.

Так, отдать производство локализованных аналогов «Сапсанов» можно «Уралвагонзаводу» — это один из прямых профилей предприятия и группе «Синара» (ее дочка «Синара -транспортные машины» уже набила руку на выпуске «Ласточек»). Рельсы и вовсе могут выпускать многочисленные металлургические комбинаты.

Хотя в целом курирование стройки можно вести и из Петербурга. Во-первых, у города есть широкий опыт эксплуатации высокоскоростных магистралей. Кроме это, специалисты ВНИИТрансмаш уже проектировали высокоскоростной поезд «Сокол». Несмотря на то, что в широкую эксплуатацию его не ввели, вернуться к проекту будет проще, чем начинать все с нуля.

Вместе с этим, в регионах появится большое количество рабочих мест как для тех, кто будет непосредственно занят на производстве оборудование, так и для многочисленных рабочих, которые будут нужны для укладки путей.

В целом перспективность такого подхода уже доказала скоростная трасса Москва-Петербург. Уже в 2015 и 2016 годах пассажиропоток «Сапсанов» превысил число клиентов авиакомпаний, курсирующих между двумя столицами. Хотя лететь быстрее и часто дешевле. После этого, в РЖД сравнивать себя с авиаотраслью, кажется, перестали. По крайне мере в публичных источниках более поздней статистики обнаружить не удалось. Однако, по данным перевозчика, на 11 месяцев 2022 года число клиентов «Сапсанов» превысило 4,6 млн человек. Получается, что только скоростные поезда обслуживают 25% от всего пассажиропотока Пулково по всем направлениям.

В целом РЖД может довольно быстро обогнать авиаперевозчиков. Пока те решают вопрос локализации производства самолетов и вынуждены искать пути ремонта для Boeing и Airbus, запчасти к которым поставлять в Россию нельзя из-за санкций, железнодорожники могли бы постепенно отъедать части логистического рынка.

Признаем, авиация позволяет в разы быстрее перемещаться, особенно учитывая масштабы страны. Но если рассматривать как раз европейскую часть России, где города сконцентрированы компактно друг к другу, а не разбросаны на тысячи километров, в доминировании РЖД может быть вполне практическая польза. Для сравнения, между Москвой и Брянском курсирует поезд, в котором пассажирам нужно провести всего 4 часа. Да, полет до закрытия аэропорта справлялся с задачей за 1 час 10 минут. Но если посчитать время на многочисленные досмотры и дорогу до авиагавани, получится столько же, а в случае московских пробок, не исключено, что и дольше.

Кроме этого, строительство новых путей может быть на руку и для предпринимателей. Им не придется тянуть товары сначала в Москву, а потом в провинцию. При этом использовать ВСМ могли бы и грузовые вагоны, которые будут двигаться быстрее, чем, к примеру, дальнобольщики. Строительство новых магистралей, кажется, позволит, быстрее распределять груз по городам-получателям, а не тянуть, к примеру, контейнеры из Китая сначала в Москву. К тому же на строительстве такого масштабного и амбициозного проекта сформируются тысячи рабочих мест для инженеров, разнорабочих и специалистов по транспорту.