Российские производители, которые налаживают импортозамещение, кажется, не готовы с гордостью рассказывать потребителям о реальном месте производства товаров. Если раньше своеобразное мимикрирование под иностранцев касалось только брендов одежды и бытовой техники, особенно в среднем и выше ценовых сегментах, то сейчас тенденция дошла и до производителей продуктов, и бытовой химии. А это может привлечь пристальное внимание антимонопольщиков.
Так, настоящий бум на иностранные наименования уже затронул товары из базовой потребительской корзины, а не только одежды и техники, как это было раньше. В частности, на рынке можно обнаружить несколько производителей бытовой химии, упаковки которых полностью выполнены на японском или корейском языках, а русскоязычный перевод представлен только отдельным маркером. Таким образом, если не присматриваться к наименованию производителя, можно легко предположить, что товар иностранного происхождения. Однако, как правило, компания-производитель оказывается юридическим лицом с российскими собственниками. Кроме этого, товарные знаки брендов также зарегистрированы исключено в России.
При этом, у ФАС уже сложилась довольно богатая практика взаимодействия с брендами, которые мимикрируют под иностранцев. К примеру, на сайте ФАС можно обнаружить несколько новостей о штрафах в отношении российских производителей бытовой техники, которые на упаковках намекали, что производится продукция в Германии или Швейцарии. Однако, как правило, первые нарушения не влекут за собой штрафы – только предупреждения и требования исправить информацию, которая вводит покупателей в заблуждение.
Причем, озабоченность антимонопольщиков вполне понятна. С одной стороны, производители, вероятно, просто используют массовые стереотипы о качестве иностранных продуктов, что в перспективе поможет постепенно расширять производство за счет увеличения спроса. С другой, не ясно насколько долгосрочными могут быть подобные игры с потребителями. Кроме этого, встает логичный вопрос, если уж пионеры импортозамещения, которые достигли успехов, не готовы открыто говорить о том, что товары изготовлены в России, вероятно, ожидая падения спроса, то каким образом втягивать потребителей в процесс отказа от импорта из недружественных стран.
Примечательно, что если подобными манипуляциями производителей действительно заинтересуются антимонопольные службы, они могут провести социологический опрос среди потребителей – где, как они считают, производится марка. Если результаты не совпадут с информациях в сертификатах соответствия товаров, это также может стать основанием для штрафа, правда, максимальные санкции в этом случае – 500 тыс. рублей.
При этом, подобные тенденции создают опасный прецедент, ведь качественные товары, несмотря на свое российское происхождение продолжают восприниматься как иностранные. В результате такой политики, кажется, могут пострадать и крупные производители чего-то покрупнее, тех же автомобилей. При этом конечный потребитель далеко не всегда будет разбираться, что заводы расположены по соседству.
В этом смысле, похоже, что продвигаемый Смольным бренд «Петербургский дизайн» приобретает дополнительные смыслы. Однако распространить пиар-кампанию, призванную развеять стереотипы о посредственном качестве российской продукции, кажется, стоит далеко за пределы одной отрасли. В противном случае промышленникам будет выгоднее скрывать собственные достижения от массовых потребителей, прикрываясь только статусом поставщика иностранных товаров.