Чиновникам Смольного в лице главы комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилла Соловейчика и его команде, кажется, стоит присмотреться к опыту Узбекистана в привлечении инвесторов в технопарки. В рамках своих полномочий они могли бы помочь тем промышленникам, которые ждут развития производственных площадок в Северной столице и готовы работать на развитие технологического суверенитета. Как показывает практика соседней страны, для этого достаточно лишь построить несколько технопарков, где можно не брать в аренду пустые участки, а по льготной цене взять цеха в аренду.

Так, петербургская делегация чиновников уже два дня проводит в Ташкенте, где проходит выставка «Иннопром. Центральная Азия». Там как раз презентовали отдельный технопарк для локализации производств родом из России. Причем условия размещения компаний на его территории способны поразить лояльностью к промышленникам.

С одной стороны, создается впечатление, что чиновникам Смольного в лице главы комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кириллу Соловейчику переживать не стоит, что петербуржцы массово начнут релоцировать ради использования новых цехов. Судя по заявлениям пресс-службы узбекских технопарков «Чирчик» и «Джизак», активное партнерство площадки будут развивать в первую очередь с Татарстаном. Глава республики Рустам Минниханов уже провел несколько бизнес-миссий на площадку. Тогда как петербургская делегация знакомится с мощностями только в рамках визита на выставку.

Однако интересно то, что строить самостоятельно российским компаниям в Узбекистане, похоже, ничего не придется. На сайте технопарка Мойке78 удалось обнаружить предложение производственных помещений в аренду. Цена по сравнению с петербургским рынком, мягко говоря, сказочная. Так, квадратный метр на площадке в Ташкенте оценивается в 32 тыс. сумм, по актуальному курсу – это чуть больше 200 рублей. На петербургском рынке, кажется, более выгодное предложение для промышленников только при условии участия в программе «рубль за метр». Однако в этом случае инвесторы получат земельные участники, который потребует значительных вливаний в строительство. Кроме этого, резидентство в технопарке дает освобождение от практически всех налогов, а НДС можно будет отсрочить на 120 дней.

Не исключено, что только с учетом фактора недвижимости, Узбекистан покажется российским производителям более привлекательным местом, чем родной Петербург. Вероятно, что у чиновников Смольного появится пища для размышлений, как сделать условия для промышленников разного калибра на родине привлекательнее, чем в ближнем зарубежье. Особенно сейчас, пока резидентов в «Джизак» отбирают на конкурсной основе.

Однако тренд на частичную миграцию бизнес-структур в Узбекистан уже начался. К примеру, Мойка78 уже сообщала, что страну облюбовали фармацевтические компании, в частности, «Фармасинтез». Причем соглашение об инвестициях с производство инсулина в стране как раз было подписано на прошлогоднем «Иннопроме». Сейчас с учетом санкционного давления, промышленникам будет на руку, если их производства будут располагаться в технопарках за границей, а мозговые центры с лучшими инженерами – в Петербурге. Сам Узбекистан при этом, кажется, может вернуть на родину вчерашних гастарбайтеров, которые смогут получить рабочие места без необходимости переезжать в Россию.

Похоже, визит представителей Смольного в Узбекистан должен запустить процесс переосмысления подхода к развитию петербургского Технопарка. Или вовсе созданию нового, по примеру наших азиатских соседей. Единая площадка для промышленников, которая не будет требовать с их стороны весомых инвестиций в строительство новых цехов заводов с нуля, похоже, лишней точно не будет.

Хотя почва для развития промышленности, пусть и российскими силами на территории азиатской страны, похоже, благоприятная с учетом опыта развития республики в составе СССР. Тогда основной экономики нынешнего Узбекистана была химическая и металлургическая промышленность. К примеру, крупнейшими заводами на его территории были Ферганский завод удобрений, Ташкентский завод сельского машиностроения и Джизакский завод пластмассовых труб.