Российские дорожные строители перед началом нового сезона заменили европейскую технику на отечественную и китайскую. Стоимость покупки техники, как указывают эксперты, выросла почти в два раза. Рассказываем, как это может сказаться на темпах дорожного строительства и какие новые тенденции появились на рынке специализированной техники.
Согласно данным Госзакупок, средняя стоимость тендера на дорожный ремонт в новом сезоне выросла в Ленобласти только на 8,64%. С одной стороны, это больше прогнозируемой Центральным банком инфляции, которая оценивается регулятором по итогам года в 5-7%. Однако корректировка цен, кажется, не учитывает сложившиеся на рынке строительной техники тренды.
Так, к примеру, по оценкам Национального объединения строителей, доля западного импорта в сегменте дорожно-строительной техники на 2022 год составляла порядка 50%. Причем по некоторым позициям российских альтернатив, похоже, не было вовсе: в этом случае речь идет об асфальтоукладчиках, дорожных фрезах и бетоноукладчиках. При этом японские производители, к примеру Komatsu, занимали порядка четверти рынка поставок экскаваторов в Россию. В настоящий момент компания, как и ряд западных производителей, прекратила свои поставки не только готового оборудования, но и комплектующих к нему.
К примеру, управляющий партнер «ГРУППА КИТ» Роман Чуркин оценивает, что самосвалы российского производства прибавили в цене за последние годы почти 5 млн рублей. Если раньше технику можно было купить за 4-5 млн, то сейчас ее стоимость приближается к 10 млн. Поэтому подрядчики начинают присматриваться к китайским производителям.
На рынке преобладают на сегодняшний день китайские и российские производители, поскольку других производителей просто нет. Мы пополнили парк на 22 единицы с февраля 2022 года. Мы изначально были ориентированы на азиатскую технику, поэтому уход европейских моделей на нас никак не сыграл,— рассказал Роман Чуркин.
Кроме этого, сложившаяся конъюнктура рынка, кажется, не позволяет активно развиваться мелким и средним компаниям – закупка собственного парка требует весомых инвестиций, которых на старте бизнеса у собственников может не оказаться. Не исключено, что такие компании будут прибегать к сервисам аренды строительной техники – в этом случае компании будут не так зависимы от санкционного давления, а также смогут не учитывать возможный дефицит новой техники от производителей.
В целом активное сотрудничество с китайскими производителями, среди которых FAW, Shacman, Zoomlion и XCMG, а также развитие импортозамещения в автостроении позволяют предположить, что проблем у дорожных строителей в этом году не будет. Несмотря на то что в собственных парках подрядчиков остается большой процент западной техники, у компаний еще есть время переориентироваться на неевропейскую технику и обновить существующие оборудование.