В Петербурге в этом году – бум на открытие новых школ. По данным профильного вице-губернатора Ирины Потехиной, к сентябрю появилось 22 новые школы, еще восемь были открыты в прошлом году. Причем в некоторых районах родители все еще жалуются на переполненные классы. Но это пока. Демографические перспективы рисуют обратный тренд: уже в обозримом будущем такое количество образовательных учреждений, похоже, будет просто не нужно.
Уже в этом году в школу пошли 68,5 тыс. детей, свидетельствуют данные Смольного. По данным Петростата, в 2017 году родилось только 66,5 тыс. детей. Вероятно, дополнительные 2 тыс. новоиспеченных школьников переехали в Петербург уже после рождения.
Со статистикой разобрались, теперь вернемся к школам. По данным Потехиной, новое строительство даст городу новые 20 тыс. мест для школьников. Те самые 20 тыс., на которые упала рождаемость. Получается, в классах с каждым годом должно становится больше «кислорода», особенно учитывая тот факт, что на 2024 год анонсировано столько же новых школ, сколько и в этом. А рожденные в 2022-2023 годах дети и вовсе, кажется, будут иметь широкий выбор образовательных учреждений.
Примеров по миру не так много, например, по данным европейских СМИ, в Брюсселе банально урезали финансирование самым незаполненным школам. Теперь денег им хватает только на образовательный минимум. В Перми, кстати, в этом году столкнулись с перенасыщением детскими садами, их предлагают переоборудовать в начальные школы. Петербургу, похоже, стоит переработать этот метод с оглядкой на свои вводные.
Если брать за основу повышение ступени образования при перепрофилировании образовательных учреждений, тогда часть классов через шесть-семь лет легко можно превратить в аудитории для студентов колледжей. Вот там как раз перспективы хорошие – число желающих не сидеть до 11 класса, а получать профессию, как заявляла глава комитета по образованию Наталия Путиловская, на 30% больше, чем в прошлом году. Причем подано было 60 тыс. заявлений, а вот поступили только 27 тыс. На IT-специальности конкурс вырос с 7 до 17 человек на место.
Однако чтобы через несколько лет не бегать и не решать проблему школ, которые обрастают паутиной из-за отсутствия детей, смольнинским чиновникам стоит уже сейчас начать подыскивать среднему общему образованию партнеров ступенькой выше. А вице-губернатору Николаю Линченко уже можно начать проводить работу по регулированию объемов строительства социальной инфраструктуры. Если на больницы спрос всегда найдется, то вот со школами статистика говорит сама за себя. В противном случае есть риски потерять педагогические составы, которым некого будет учить.