Число несчастных случаев с участием лифтового оборудования неуклонно снижается, но остается на высоком уровне. Эксперты все чаще говорят о необходимости исключать посредников, обслуживающих подъемное оборудование, доверив весь цикл работ производственным компаниям.

По данным Национального лифтового союза, пик аварий с лифтами пришелся на 2019 год – тогда произошло 82 инцидента, в результате которых погибли 17 и пострадали 18 человек. В 2022 году зафиксировано 52 несчастных случая, закончившихся 13 летальными исходами и 6 травмами. Эксперты лифтовой отрасли уверены: в большинстве случаев причина – в некачественном сервисном обслуживании подъемного оборудования, связанном с недостаточной квалификацией и плохой производственной дисциплиной электромехаников, отсутствием должного контроля за действиями линейного персонала в небольших компаниях.

В настоящее время работа сервисных организаций практически никак не контролируется. Согласно действующей нормативной базе, участвовать в торгах на техническое обслуживание лифтов может даже индивидуальный предприниматель. В итоге 79% рынка монтажа и сервиса приходится на мелкие компании, которые получают контракты, занижая стоимость работ, но полноценное качество и безопасность эксплуатации обеспечить не могут.

Фото: МETEOR Lift

Государство уже обратило внимание на ситуацию в отрасли. Как следствие, в марте 2023 года вступил в силу закон, возвративший Ростехнадзору полномочия проводить внеплановые проверки эксплуатации лифтового оборудования. Готовятся новые инициативы для повышения ответственности сервисных организаций за вверенное им оборудование. Кроме того, Минпромторг и Минстрой предлагают передать в руки одной компании весь жизненный цикл лифта – от производства до технического обслуживания и ремонта. Компаний, которые могут взять на себя ответственность за надежность и безопасность подъемного оборудования в течение всего срока эксплуатации, в лифтовой отрасли немного, и, как правило, это производители оборудования.

Сейчас в стране числится порядка 36 лифтовых заводов. В Петербурге присутствуют не только местные производители, но и представители из других регионов. Точно так же предприятия Санкт-Петербурга работают за пределами города, поставляя и обслуживая лифты в других регионах. Например, компания METEOR Lift — бывшее ООО «ОТИС Лифт», у которой есть завод по производству лифтов в Санкт-Петербурге, располагает почти 50 отделениями от Калининграда до Хабаровска. Это одна из самых широких сервисных сетей в России.

Как рассказал генеральный директор компании Игорь Майоров, сервисный портфель METEOR Lift превышает 40 тысяч единиц оборудования. При этом организация обслуживает не только собственные лифты, но и оборудование других отечественных и иностранных производителей.

«В компании работают свыше тысячи электромехаников, прошедших обучение в России или за рубежом»,
–  добавляет гендиректор «Метеор Лифт» Игорь Майоров.

По словам эксперта, инициатива передать обслуживание лифтового хозяйства непосредственно производителям является правильной, так как помимо квалифицированного персонала у производителей лифтов есть достаточное количество запчастей, что не менее важно для качественного сервисного обслуживания.

Фото: МETEOR Lift

Вопрос запчастей стал еще более актуальным после ухода из страны зарубежных брендов. Компании вынуждены были налаживать новые каналы поставок и искать локальных производителей компонентов для изготовления подъемного оборудования.

Например, высокопрочную сталь, которую METEOR Lift ранее закупал в Европе, теперь поставляет Новолипецкий металлургический комбинат, немецкие платы с микропроцессором тоже заменили на российские. Таким образом, использование российских комплектующих при производстве лифтов означает развитие отечественных предприятий.

Компании также активно ведут разработки новых узлов и агрегатов для лифтового оборудования. Так, в созданном на базе METEOR Lift научно-производственном центре НПП «Метеор Лифт» уже ведутся научно-исследовательские работы по запуску в производство частотных преобразователей. Также среди задач центра – подготовка к производству безредукторных лебедок и узлов безопасности. Ранее все указанные узлы импортировались в страну, теперь местные производители смогут отказаться от зарубежных деталей.

Еще одним ключевым направлением развития компаний, включая производителей вертикального транспорта, является цифровизация производства и эксплуатации продуктов. Так, НПП «Метеор Лифт» запустил масштабный проект «Цифровой лифт». Его главная цель – свести в единую экосистему все цифровые решения — как вновь созданные, так и уже применяемые в лифтовой отрасли России. В рамках проекта планируется создание единой цифровой диспетчерской, мобильного приложения для электромехаников, а также системы удаленного управления лифтом и пассажиропотоком, что сделает лифтовой транспорт еще более безопасным и комфортным для пассажиров.