Россияне могут вернуть в магазин не понравившийся им новогодний подарок и получить за него деньги. Сделать это можно даже без чека.
Гражданам страны следует внимательно ознакомиться с законом «О защите прав потребителей». Именно он является основным нормативным актом, регулирующим отношения по покупке товаров, порядку их обмена или возврата. Российское законодательство позволяет возвращать и обменивать непродовольственные товары надлежащего качества. Поэтому вернуть продукты, например, конфеты, чай, кофе не получится. Однако сделать это все же можно, если эти продукты не соответствуют качеству (истек срок годности, имеет неестественный запах, изменилась форма, внутри обнаружили насекомых, плесень, повреждена упаковка).
«Но некоторые продавцы имеют политику возврата качественных продовольственных товаров и могут пойти навстречу и обменять товар, если он вам не подошел»,— объяснил Рябов.
С непродовольственными качественными товарами дело обстоит по-другому. Например, были подарены кроссовки не того размера. Их можно обменять на аналогичный товар у продавца, у которого купили этот товар, в течение 14 дней, не считая дня покупки. Если у продавца не окажется необходимой замены, то он должен выплатить уплаченную за него денежную сумму.
Если чека нет, то подойдет присутствие свидетелей, которые находились рядом во время покупки, а также можно использовать записи с видеокамер или даже фотографии. При этом отсутствие упаковки не является причиной отказа в обмене товара, подчеркнул Рябов.
Что касается подарочных сертификатов или карт, то их тоже можно вернуть. По закону приобретение такого сертификата подтверждает внесение покупателями аванса и право на покупку товара в будущем. Продавец не в праве удерживать аванс.
«Однако очень часто продавцы указывают на то, что подарочный сертификат не подлежит возврату. Вместе с тем, такое условие является недопустимым, ущемляющим права потребителей»,— отметил юрист.
Любой товар ненадлежащего качества можно вернуть. При этом покупатель может обратиться с соответствующим вопросом не только к продавцу, но и изготовителю или импортеру. Для этого ему надо проверить, не истек ли срок предъявления требования по недостаткам товара, написать претензию и представить ее продавцу. После этого понадобится присутствие покупателя при проверке качества товара. Если продавец не пойдет навстречу недовольному товаром покупателю и откажется возвращать уплаченные деньги, то покупатель может решить этот вопрос при помощи иска в суд.