По данным официальной статистики, опубликованной на портале объясняем.рф, за вторую неделю 2024 года в России новой коронавирусной инфекцией заболели 26 993 человек. Это на 12,6% больше, чем неделей ранее.

Рос заболеваемости отмечается в 62 субъектах. Число госпитализированных пациентов увеличилось за неделю на 21.38% и составило 3 746 человек. При этом выздоровело на 1 215 человек меньше — 39 743 против 40 958 человек.

На фоне известий о росте заболеваемости коронавирусом поступают новости от западных ученых, которые считают, что новый коронавирус «Пирола» вызывает более тяжелое течение заболевание, чем его предшественники.

Опасная «Пирола» BA.2.86

Не так давно пришедшая в Россию «Пирола», она же вариант коронавируса BA.2.86, на Западе появилась на несколько месяцев раньше. Это позволяет ученым из других стран уже делать первые выводы о том, чем опасен новый подвид SARS-CoV-2.

Вирус BA.2.86 может вызывать более тяжелое течение заболевания, чем другие варианты «Омикрона», согласно двум новым исследованиям, опубликованным в понедельник, 15 января, в журнале Cell.

В первом исследовании, проведенном в Университете штата Огайо, США, вирус изучили в лабораторных условиях и обнаружили, что BA.2.86 может более эффективно инфицировать клетки, выстилающие нижние отделы легких. Эта особенность делает его более похожим на первоначальные штаммы, существовавшие до Омикрона, которые были более смертоносными.

В другом исследовании ученые из Германии и Франции пришли к такому же выводу.

BA.2.86 («Пирола») вновь обрел черту, характерную для ранних линий SARS-CoV-2: быстрое проникновение в клетки легких,
— пишут авторы.

Вот почему этот вариант COVID-19 «может представлять собой повышенную угрозу для здоровья по сравнению с предыдущими линиями «Омикрона», говорится в отчете исследователей.

Чем «Пирола» отличается от «Омикрона»

Хотя болезнь, вызванная первоначальным штаммом «Омикрон», обычно протекала более легко, чем болезнь, вызванная более ранними вариантами коронавируса, это может иметь две простые причины, говорят эксперты:

  • те, кто заболел «Омикроном», уже успели переболеть более ранней версией вируса;
  • многие были привиты от коронавируса.

И при этом «Омикрон» чаще всего поражал верхние, а не нижние дыхательные пути, где предыдущие версии вируса имели тенденцию накапливаться, вызывая более тяжелое заболевание. Новые исследования доказывают, что эта тенденция вполне может измениться. Если это правда, то это плохая новость для тех, кто надеялся, что вирус постепенно ослабевает, превращаясь в обычную простуду.

Мы не можем игнорировать доказательства того, что «Омикрон» может эволюционировать в более тяжелую форму,
— считает профессор Шан-Лу Лю, ведущий автор первого исследования.

По его словам, что рост числа госпитализаций с COVID-19 в США и по всему миру потенциально подкрепляет этот аргумент.

Новая «Пирола» JN.1

Еще большую опасность может представлять мутировавшая «Пирола», которая получила обозначение JN.1. Этот штамм был выявлен осенью 2023 года, а в конце декабря на него приходилось уже 43% всех заражений коронавирусом, по данным ВОЗ. Он поражает преимущественно желудочно-кишечный тракт и в настоящее время быстро распространяется в Северном полушарии.

Профессор-вирусолог, доктор медицинских наук Александр Лукашев подтвердил в беседе с kp.ru, что штамм JN.1 действительно может вытеснить остальные циркулирующие варианты в России.

Рекомбинации коронавируса как потенциальная опасность

Еще одна проблема, на которую указывают исследователи — возможность рекомбинации COVID-19 с коронавирусом у животных, а затем обратный переход к людям, что добавляет вариаций течению болезни.

Показательный пример: многие из белохвостых оленей Огайо дали положительный результат на COVID, что подтверждает, что у вируса может быть дополнительная популяция, в которой он может мутировать.

Открытым остается вопрос о том, может ли COVID-19 объединиться с другим, более смертоносным коронавирусом, таким как SARS или MERS, уровень смертности от которых составляет около 10% и 34% соответственно. Пока по данному показателю COVID-19 значительно им уступает — уровень смертности до «Омикрона» составлял около 1 %, после — 0,11%.

Все может случиться. Очень трудно предсказать, что будет дальше, но природа может творить удивительные вещи,
— отметил профессор Лю.