Масленица – это не только вкусные блины и пироги, веселье и пляски. Это еще и традиции и ритуалы, которые для наших предков имели большой смысл и были тесно связаны с процессами умирания и возрождения природы, почитания богов, задабривания сил, которые не зависели от человека.

Зачем мастерят чучело на Масленицу, кто живет в нем и можно ли сделать его своими руками, рассказывает Мойка78.

Как зовут чучело Масленицы

Женская фигура, набирая соломой и украшенная безликой головой, символизировала богиню Мару (она известна под именами Морена или Марена). Это божество, согласно славянской мифологии, олицетворяло Зиму и Смерть. Глаза Маре не рисовали – считалось, что живой человек не должен встречаться глазами с самой богиней Смерти, иначе не миновать беды.

Мара – хозяйка Нави, загробного мира. Поэтому при сжигании в костер кидали блины и другие продукты, как бы передавая их в дар своим умершим родственникам.

Богиню Смерти боялись и почитали. Она была связана с холодом, годом, болезнями. В некоторых регионах ее еще называли Марженой. Значимость божества была не меньше, чем у других богов языческого пантеона — Смерть была частью жизненного цикла, такого же естественного, как сама Жизнь.

Если в христианские времена чучело Марены делали только на Масленицу, в последней день которой сжигали, то еще раньше его мастерили в самом начале зимы. А сжигали в день весеннего равноденствия, то есть, в конце марта – к нему в христианские времена и приурочили Масленицу с Прощеным воскресеньем.

Из чего мастерили чучело на Масленицу

Масленица в Петербурге. Фото: Baltphoto/ Дарья Иванова

Для чучела в ход шла солома, а также разные подручные средства — ненужное тряпье, мешковина. Обязательно использовали деревянную основу, для которой брали толстые ветви березы. Растительные компоненты, которые составляли основу чучела, символизировали его связь с природой. А еще дерево и солома отлично горели, что было хорошим знаком – значит, урожай уродится на славу.

Платье для Морены мастерили из женской одежды, часто для этого использовали старые вещи – как из практических соображений, так и для того, чтобы со старым хламьем избавиться от бед и неприятностей, которые копились целый год. Голову, руки и одежду чучела украшали лентами, завязывая которые, загадывали желание. Когда они сгорали в огне, желание сбывалось.

По поводу лица для чучела мнения этнографов расходятся. В более древние времена лицо не рисовали, но позже у фигуры все же появились глаза и улыбка во весь рот.  

Как сделать чучело своими руками

«Домашнее» чучело можно сделать небольшим — размером не больше ладони. Для этого подойдут две крепкие ветки или палки толщиной в палец, которые связывают в скрещенном виде. Получается схематичная фигурка с раскинутыми в стороны руками.

Масленица. Фото: Baltphoto/Дарья Иванова

Туловище и голову проще всего сделать из мочальной кисти, которая продается в любом хозмаге. Верхняя часть щетки будет лицом чучела. В области шеи и груди фигурку перевязывают прочной нитью, надевают на «голову» платок из пестрого лоскутка, из него же мастерят сарафан.

Другой вариант — сделать куклу-мотанку. Удобно мастерить ее из шерстяных ниток, лоскутков ткани, соломы. Главное, не использовать в процессе иглу, это запрещено еще с древних времен.

На «руки» фигурки непременно крепят разноцветные ленточки. На их концах можно завязать узелки, каждый раз загадывая новое желание.

Надо ли будет сжигать такое чучело? Здесь стоит вспомнить, что крохотных куколок в дополнение к большому чучелу мастерили и в древности. Маслена, как ее называли, или «дочка Масленицы», служила оберегом и могла преподноситься в качестве подарка. Если в дом приходила беда, с куклой в руках избу обходили трижды, приговаривая:

«Отвернись зло. Повернись добро».

Так же можно поступить с куклой и сегодня — оставить себе в качестве оберега или подарить близким. А год спустя, на следующую Масленицу, с благодарностью уничтожить.

Почему чучело Масленицы принято сжигать

Сжигание чучела – это кульминация масленичной недели. Обряд проводят в Прощеное воскресенье. В старину считалось, что вместе с чучелом уходит зима – солнце поворачивает на лето. А еще сжигание человекоподобной фигуры символизировало возрождение через смерть. Как зерно, похороненное в земле, возрождается к жизни, так и сгоревшее на костре чучело даст жизнь весне, привлеченной жарким костром.

В костер бросали не только блины, поминая усопших, но и разные ненужные вещи, чтобы обновиться, очиститься от груза прошлого и вступить в весну со свежим силами.

Пепел, оставшийся после костра, развеивали по полям, чтобы заручиться большим урожаем.

Интересно, что в южных регионах России чучело не сжигали, а хоронили, тем самым как бы преподнося дань земле-матушке. Что касается более северных районов, то там в самом начале весны еще трещали морозы, и промерзлую землю никто не трогал – вместо этого разжигали жарке костры, а пепел, которые от них оставался, разбрасывали по полю.